Как правильно разговаривать с родственниками с деменцией
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Уход за пожилым человеком, страдающим деменцией и подобными ей когнитивными расстройствами, бывает крайне трудным. С одной стороны, наш близкий не может обслуживать себя сам, а с другой — испытывает недовольство и даже впадает в ярость, когда ему пытаются помочь. Такая реакция заводит в тупик. Как вести себя в таком случае? 

Первое, что важно запомнить: у человека с деменцией тоже есть чувства! Он также замечает неуважение и пренебрежение, а значит, не стоит ограничиваться одной лишь помощью в самообслуживании. Именно поэтому на курсах для родственников по уходу за больными так и учат: уход = общение. Идти на контакт нужно обязательно, даже если это кажется невозможным. 

Чтобы общение принесло ожидаемый результат, достаточно соблюсти несколько простых правил:

  • Для начала привлеките внимание подопечного, назовите его по имени или возьмите за руку.

  • Начинайте разговор, встав лицом к лицу, чтобы глаза были на одном уровне — это важно.

  • Старайтесь говорить просто, короткими предложениями (три-пять слов).

  • Будьте терпеливы. Давайте время подобрать нужные слова.

  • Задавайте вопросы, на которые можно ответить коротко: да или нет.

  • Обращайте внимание на невербальные сигналы человека, поймите их смысл — тогда вы узнаете его эмоции и переживания. 

Для любого из нас важно принимать решения, проявлять свою волю и получать желаемое. И люди с деменцией не исключение. Помогите простыми словами сформулировать их желание и, если оно исполнимо и не опасно — поддержите его. 

Найти контакт 

Тревога и апатия часто встречаются у людей с деменцией. Деменция влияет на настроение человека и его интерес к повседневной жизни, людям и событиям. Наши близкие могут чувствовать печаль, беспокойство, страх, быть расстроенными или злыми, могут плакать и быть необычайно эмоциональными и взволнованными, а иногда наоборот — заторможенными. Люди с деменцией могут беспокоиться о том, что их оставят, обворуют. Они тревожатся, когда теряют вещи, все время хотят куда-то уйти. 

Когда вы видите, что ваш близкий в состоянии тревоги или глубоко ушел в себя, не стоит говорить фразы вроде: «Что с тобой? Я устал(а) видеть тебя в таком состоянии. Раньше у нас было все так хорошо. Ну что случилось?» Это только расстроит больного. Правильнее будет подойти к родственнику, коснуться его руки и сказать что-то успокаивающее, например: «Я вижу, что тебе плохо, и мне тоже. Что бы ни было, мы пройдем через трудности вместе». Не торопитесь, дайте близкому настроиться на контакт, посидите с ним рядом и предложите сделать вместе что-нибудь приятное, например посмотреть альбом с фотографиями. 

Если близкий не реагирует на слова, то попробуйте невербальные варианты взаимодействия. Например, спеть любимую песню со времен его молодости — с высокой долей вероятности он узнает ее, и ему будет приятно. Также можно практиковать ароматерапию: приятные запахи пробуждают воспоминания и, кстати, могут служить обезболивающим и успокоительным. Так, масло ромашки может снять зубную боль, а масло лаванды — успокоить перед сном. 

Вопрос восприятия 

Когда мы сталкиваемся с агрессивным поведением близкого с деменцией, мы чувствуем, что он нас провоцирует. Будто специально обвиняет, включает агрессию, не ценит всего, что мы для него делаем. Но это только наше ощущение, сам он этого не хочет. Он даже не распознает эту ситуацию и не может управлять этим процессом. 

Мы должны принять, что ненормальное и нестандартное поведение человека с деменцией — это только наше восприятие. То, что ощущается как агрессия, — просто измененное поведение, которым близкий хочет донести, что с ним произошло что-то неприятное. Эмоциональной реакции всегда предшествует какое-то событие, постарайтесь его выявить. Только изменение нашего поведения скорректирует действия человека с деменцией. Все способы коммуникации должны быть управляемы нами. 

Посмотрите на реакцию близкого:

  • Что выражает его мимика? Жесты? Осанка?

  • Как он себя чувствует?

  • Как действует на него погода?

  • Возможно, окружающие провоцируют его реакцию? 

Если человек может ответить — мы спрашиваем. Если эта возможность отсутствует, мы ориентируемся на собственные впечатления. Пробуем принять его точку зрения и объяснить себе его мир — только так можно найти решение.

В общении между нами и человеком с деменцией важно не копировать его поведение, а внимательно интерпретировать его чувства и эмоции. Например, когда ваш близкий кричит и обвиняет вас в краже его вещей, вы можете просто подтвердить его состояние: «Ты плачешь, ты расстроен, я вижу, как тебе плохо, давай поговорим на эту тему». Когда подопечный увидит, что услышан, то он станет спокойнее, и решить проблему станет проще. 

Ольга Бекетова
Ольга Бекетова

Директор школы патронажного ухода «Внимание и Забота».