Кадр из сериала «Доктор Хаус» | Источник: Кинопоиск

Кадр из сериала «Доктор Хаус»

Фото

Кинопоиск

Пропусти через фильтр, надень маску

В мозгу у Хауса будто сидит таможенник. Такой придирчивый дядька, который просвечивает каждую эмоцию под рентгеном. Тяжелое — в багаж, подозрительное — на досмотр. А это вообще запрещено — на выброс.

От эмоций избавились, отлично. Следующая линия обороны — обесценивание, цинизм, ирония. Когда заранее объявляешь мир нелепым, он уже не такой страшный. Признать, что боишься чужих оценок — сложно. Назвать все ерундой и всех дураками — куда проще.

Сарказмом Хаус владеет не хуже, чем микроскопом. Стоит кому-то подойти ближе обычного, в ход идет язвительность. И вот уже доктор снова контролирует поле. «Противник» отражен. Проблема в том, что желающие приблизиться — не противники вовсе. Но именно так их воспринимает психика Хауса.

Нарцисс уязвимый и… очень ранимый

В профессиональной среде есть такой термин — «нарциссическая уязвимость». Это не про то, что у самовлюбленной особы отобрали любимое зеркало. Это про жгучее чувство, которое рождает любая критика. Чтобы понять масштаб, представьте: вас разоблачили на всю школу, и вы стоите, «обтекаете». И так буквально от любого замечания. В душе нестерпимо хочется признания и близости. Но страшно раскрываться. Страшно зависеть. Кажется, Хаус становится более понятным, не правда ли?

Многим из нас хочется, но страшно. Просто дальше каждый сам решает, что с этим делать. Хаус реагирует остро. Он чувствует приближение эмоционального цунами за версту. Иногда он принижает собеседника — как бы ставит его на место. Иногда врубает агрессию. Ведь злиться не стыдно, а вот разводить сантименты… вы серьезно?

Доктор на таблетках: а что болит?

Вы заметили, что боль, от которой страдает Грегори Хаус, это не просто физическая боль? Она в некотором смысле символ, метафора. Этот недуг как будто дает своему носителю право заявить: «Да, я не железный. У меня тоже есть уязвимости». Но ведь сказать это проще, чем признаться, что болит душа?

Интересна и роль обезболивающих. Помимо прямого назначения, таблетки выступают в роли психологической опоры. Такой спасательный круг, который Хаус кидает сам себе, когда чувствует, что эмоционально не вывозит. Да, покой длится всего несколько часов. Но зато он гарантирован, а значит, все снова под контролем.

Подойди, отойди: осторожно, качели

Из раза в раз Хаус ведет себя по классической схеме. Чувствует сближение → впадает в панику → провоцирует отдаление. Кто-то проявил повышенный интерес? Внутренний таможенник нажимает тревожную кнопку. Внешне это выглядит как отстранение. Выражается через особый взгляд, интонацию, колкость, поступки.

Но и слишком большая дистанция пугает Хауса. Ведь душе-то хочется признания и любви. Вот почему наш герой то тянется к своим коллегам Вилсону или Кадди, то отталкивает их. Он не жестокий и не манипулятор. Он просто боится довериться целиком, впасть в зависимость сильнее, чем от таблеток, и раниться.

Ну и сиди в своей броне… Или нет?

Ирония, сарказм, умение держать дистанцию — это всего лишь инструменты. Ими можно пользоваться с умом, ведь они правда работают.

Проблемы начинаются, когда неуязвимость становится образом жизни, а душа в то же время ищет стабильных отношений. Тут выясняется, что для такого уровня связи нужен настоящий, живой человек, а не бета-версия с кучей ограничений.

Хорошо бы осознать это как можно раньше. Потому что чем дольше человек носит «пуленепробиваемую» маску, тем сложнее потом выбраться из одиночества.

За один эпизод не лечится

Можно ли как-то помочь человеку, который слишком чувствителен к критике? Конечно. И задача здесь будет не изменить свое отношение, а научиться выдерживать.

Человек шаг за шагом учится испытывать «запретные» эмоции. Он проживает стыд — мозг фиксирует: «Ага, все живы, все нормально». Так же примеряет на себя вину, растерянность, грусть, чувство зависимости. Тренировки дают результат. Броня нужна все реже и, в конце концов, ее убирают на антресоль.

Но — и это важное условие — человек должен научиться выбирать теплые, честные и безопасные отношения. Только в них можно получить опору и избавиться от вечного страха близости.

Тест для фанатов медицинских загадок и гениальных циников: Кто вы из «Доктора Хауса»?
1/6

Какое качество вы считаете главным для хорошего врача?

Результативность

Талант к медицине

Честность

Не могу определиться

Способность искренне сочувствовать пациентам

Насколько хэппи этот энд?

«Доктор Хаус» — больше чем просто сериал. Включаешь, чтобы расслабиться, а п получаешь такую пищу для размышлений, что впору писать диссертацию.

Сначала ты в восторге от профессионализма. Потом очарован остротой ума. Скоростью принятия решений, уверенностью, дерзостью. А затем начинаешь подозревать: что-то здесь не то. У героя есть «второе дно», которое он прячет как шпион — свою двойную жизнь. А дальше самое интересное — наблюдать, как Хаус лавирует между внутренним и внешним, как он развивается.

И знаете что? Его метаморфозы внушают оптимизм. Ведь если уж «хромой ублюдок» (угадаете, кто автор прозвища?) смог стать немного человечнее, то и у нас получится. А он смог. Финал с болезнью Вилсона не даст соврать.

Ярослав Соколов

Психоаналитик, практикующий психотерапевт, автор собственных методик и подходов, автор книги «Пульт личности: интеллект эмоций»

Личный сайт