Как распознать токсичного начальника: 5 признаков — и как его обезвредить
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

1. Нарушение границ

В этом случае руководитель может:

  • вторгаться в ваше пространство, использовать ваши вещи,

  • игнорировать ваше мнение в вопросах, которые имеют к вам отношение,

  • прямо или косвенно оскорблять вас и ваших близких,

  • обсуждать с вами личные вопросы и темы, не связанные с основным контекстом общения,

  • давать непрошеные оценки и советы,

  • использовать ваши личные сведения.

Как на это реагировать

Необходимо знать, что для вас нормально, а что — нет. Понимать, как это озвучивать, и уметь высказаться в соответствии с контекстом общения с руководителем, если возникает конфликт и непонимание. Для этого нужно использовать «Я-сообщения» и такие фразы, как: «Я (не) люблю…», «Для меня (не)приемлемы…», «Я бы (не) хотел(а)…», «Я прошу…».

2. Буллинг

Такой руководитель может мешать подчиненному справляться с задачами. Скрывать информацию, чтобы снизить его эффективность, постоянно критиковать, чтобы повысить уровень стресса. Вмешиваться в работу. А также манипулировать и даже откровенно издеваться.

Как на это реагировать

Важно, во-первых, уметь распознавать буллинг, во-вторых, понимать, что такое отношение не является нормальным. Если есть возможность обсудить ситуацию с руководителем, то использовать профессиональный язык: приводить доводы, аргументы, рассказывать, в каких условиях вам бы лучше всего удалось проявить свой потенциал, а какие, наоборот, снижают вашу эффективность.

Можно обратиться в отдел по работе с персоналом и уточнить про политику компании насчет плохого обращения и буллинга. Если же вы уже задумались о смене места работы, то можно в качестве последней надежды на справедливость попробовать сообщить о буллинге вышестоящему руководству.

3. Эмоциональная несдержанность

В такой ситуации руководителю сложно контролировать свои эмоции — как правило, приносящие дискомфорт окружающим. Гнев, злость, страх. Еще он может испытывать стресс и транслировать его подчиненным, например:

  • преувеличивая проблемы и «делая из мухи слона»,

  • видя все в черно-белых красках и чаще концентрируясь на проблемах, а не решениях,

  • везде ища подвох, обман и пытаясь обличать в нем окружающих,

  • большее количество времени оставаясь вспыльчивым, раздраженным, обиженным и недовольным.

Как на это реагировать

Можно попробовать фокусироваться на положительных моментах в работе и транслировать их руководителю, подсвечивая разные аспекты ситуации. Не заражаться его эмоциями может быть сложно — руководитель занимает более высокую позицию, да и может выражать их крайне интенсивно — но стоит попытаться. После общения с ним обязательно проверяйте свое состояние и снимайте напряжение с помощью прогулки, практик дыхания. Часть коммуникации можно перевести в письменный формат. 

4. Обесценивание

Руководитель принимает во внимание только свою точку зрения. Да, он может спрашивать мнение специалистов в команде, но не прислушиваться к нему. В худшем случае он просто критикует точку зрения подчиненных и не дает высказываться, постоянно перебивая. Из-за таких руководителей в коллективе исчезает чувство психологической безопасности, а активность, инициативность и креативность сотрудников снижается.

Как на это реагировать

Хочется порекомендовать «бежать» от такого руководителя: с ним будет мало возможностей реализоваться, почувствовать себя нужным и полезным на работе. Он подойдет только тем сотрудникам, у которых есть сложности с выражением своего мнения и нежелание расширять свои обязанности, а также сильная тяга к исполнительности.

5. Необоснованная критика

С таким человек не будет недостатка в обратной связи, но она вряд ли будет полезной. После разговора с руководителем у подчиненного остается ощущение никчемности и неспособности справляться со своей работой — снижение вовлеченности и мотивации сотрудников гарантировано. Сама критика может быть основана на эмоциональном впечатлении, домысливании ситуации, а не каких-то аргументах.

Как на это реагировать

Важно быть готовым к критике и стараться переводить ее от своей личности к ситуации. Что можно делать:

  • говорить о конкретном поведении, которое вы можете скорректировать,

  • заручиться аргументами и фактами, которые помогут отстоять свою позицию,

  • выделять в ряду критических замечаний те, которые могут быть полезны, и те, которые можно игнорировать.

  • как уже упоминалось выше, часть коммуникации переносить в письменный формат — тем самым стимулировать руководителя быть более рациональным и структурированным.

Юлия Карасева

Основатель и генеральный директор компании Inbalansy