Как стоимость терапии влияет на ее процесс и качество: объясняют эксперты
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Тема денег табуирована в нашей культуре, а услуги психотерапевта воспринимаются иначе, чем услуги парикмахера или тренера. Из-за всего этого психологам часто сложно назначать цену своих услуг. А клиентам в свою очередь сложно понять, почему так сильно отличаются цены у разных психологов и почему терапевт может ставить требование оплачивать пропущенные сессии.

Онлайн-школа психологических профессий «Психодемия» проводит серию мероприятий, на которых практикующие психологи обсуждают вопросы, связанные с оплатой. По результатам обсуждений на Psychologies выйдет три статьи. В первой из цикла разберем, какое влияние оказывают стоимость или процесс оплаты на процесс терапии, может ли быть повышение стоимости быть полезным для клиента и как правильно повышать цену, чтобы не навредить терапевтическому альянсу.

Как стоимость влияет на процесс терапии 

Цена в психотерапии — больше, чем просто оплата услуги. Стоимость должна быть справедливой для психолога, чтобы было чувство равного обмена, а не благотворительности. Правила оплаты в случаях пропусков, задержек и переносов устанавливаются для соблюдения границ терапии. А то, как клиент оплачивает сессии (авансом, с задержкой или вообще забывает), может стать материалом для анализа в терапии, который подсветит что-то важное в процессах клиента.

Взгляды на правила оплаты и интерпретацию процессов клиента с помощью его отношения к деньгам могут различаться в разных подходах, поэтому мы попросили рассказать об этом психологов, практикующих в разных направлениях.

Дарья Балахонова, консультирующий психолог

«С психотерапевтических позиции стоимость терапии — это в том числе про границы. Это такая же важная часть административных договоренностей, как время сессии, регулярность встреч. Договоренности позволяют создать безопасное пространство, и в том числе стоимость терапии влияет на безопасность отношений «психолог –– клиент». 

Здесь также поднимается тема ценности. Тема ценности человека, который платит за терапию. Тема ценности отношений, самого терапевта — насколько я, как клиент, могу признавать ценность другого, видеть его значимость? Могу ли я оценить вклад другого или я, наоборот, его обесцениваю?» 

Вероника Коштаева, психолог блогеров и маркетолог для психологов

«Из моего опыта клиенты более спокойно говорят о сексе, нежели о деньгах. В парадигме юнгианского анализа, в которой я работаю, стоимость и оплата сессий оказывают самое непосредственное влияние на терапию. 

По тому, как клиенты реагируют на нашу цену, как говорят или не говорят о деньгах, как реагируют на необходимость оплачивать пропущенные сессии, чего ждут от нас в зависимости от стоимости наших услуг, как оплачивают сессии, уже можно строить много гипотез. Особенно это может быть полезно в начале терапии.

Например, клиент приходит и задает вопрос: «Почему у вас так дорого?» Тогда можно размышлять, какое послание нам этим передает клиент. Похоже на: «Мама, люби меня безусловно, люби меня бесплатно. Я не хочу испытывать напряжение». Потому что там, где есть договоренности об оплате, есть и напряжение. И если у клиента не получается справляться с ним, можно предположить, что в терапии мы столкнемся с материнским комплексом и будем работать с темой сепарации.

Другой пример — клиент начинает платить авансом. Это может быть про тревогу. Видимо, у клиента есть какой-то дефицит, и он таким образом себя страхует — можно сказать, бронирует себе «маму» заранее.

Задержки оплаты могут быть про то, что клиент так тренируется в отношениях с терапевтом предъявлять свое агрессию. Здесь можно увидеть послание: «Вот я не плачу, и что ты будешь с этим делать, как ты будешь любить меня после этого?» 

Сколько должна стоить психотерапия

Стоимость, которую терапевт назначает за свои услуги, также будет влиять на терапию. Здесь у психологов, особенно в начале практики, возникает много вопросов. Например, может ли цена быть слишком маленькой или слишком большой? Как она влияет на мотивацию клиента? Также у клиентов в зависимости от стоимости терапии могут возникать разные ожидания от терапевта.

Вероника Коштаева

«Иногда высокая стоимость может провоцировать клиентов на фантазии о нашей грандиозности — раз мы берем такие деньги, значит, должны выдавать невероятные результаты. Наоборот, низкая цена терапевта может подталкивать клиента к фантазиям о том, что это такой терапевт-бессеребренник работает за идею. 

Если терапевт ставит неадекватно низкую цену, это явный звоночек, что у него есть трудности с тем, чтобы оценивать себя реалистично. И тогда есть большие вопросы на тему того, как психолог может быть полезен своим клиентам

Низкая цена может говорить про жадность, спроецированную вовне. Возможно, это про жертвенность терапевта. А жертвенность с точки зрения теории комплексов находится внутри комплекса власти».

Любава Силаева, психотерапевт, супервизор

«В психодинамических подходах есть такая формула, что стоимость психотерапии должна быть слегка некомфортной для клиента. Когда цена для клиента слишком высокая — например, если люди берут кредиты, чтобы поработать с определенным психологом, то ожидания к психологу будут завышены. Люди будут перекладывать ответственность на психотерапевта из-за его высокой стоимости. И при этом мотивация клиента будет снижена — он чувствует, что уже сильно вложился материально в терапию, а значит, уже сделал достаточно, а дальше нужно вкладываться терапевту. И тогда мотивация к внутренним изменениям снижается, и это будет замедлять терапевтический процесс. В то же время, если цена слишком низкая, тоже возникает дисбаланс».

Когда изменение стоимости помогает клиенту 

Как мы выяснили, повышение цены или обозначение правил оплаты может поднимать много разных чувств у клиентов. Может ли в таком случае изменение стоимости быть инструментом психолога? 

Психологи Вероника Коштаева и Дарья Балаховнова говорят, что может, и рассказывают, как они пользуются этим инструментом в своей практике. 

Вероника Коштаева

«Когда мы обсуждаем с клиентом, как он будет оплачивать пропущенные сессии, появляется огромное количество материала для работы. Необходимость оплачивать пропуски поднимает тему дефицитов и утрат в истории клиента. Если нет напряжения, в том числе и напряжения утраты, то эти темы могут не подняться в терапии. Поэтому оплату пропусков мы рассматриваем как терапевтический инструмент».

Дарья Балахонова

«Финансовые договоренности, и в том числе повышение цены, помогают возвращать клиента во взрослую позицию. Я считаю хорошим результатом, когда при повышении стоимости наши терапевтические отношения с клиентом экологично завершались. Клиент уходил к другому терапевту на меньшую стоимость, но на большую частоту сессий, поскольку мог себе позволить. Для клиента это было взрослое решение. 

Мы для клиента все-таки не родители: отношения с терапевтом можно завершить, и это может помочь его развитию на определенном этапе

Кроме того, можно смотреть на цену не как на инструмент, который используется в конкретный момент повышения, а скорее как на постоянно работающий механизм. В моей практике этот инструмент встроился в мой рост — я расту в профессии, вкладываю в себя инвестиции, и клиентам предлагаю расти вместе со мной. 

Если клиенты знают, что их терапевт развивается, то они понимают, что цена будет повышаться, и им приходится как-то с этим обходиться. Это становится частью терапии и темой, о которой нужно говорить».

Как психологу правильно информировать клиента о повышении стоимости 

Во время длительной терапии повышение цен неизбежно будет происходить, потому что психологи учатся, получают больше практики и становятся более квалифицированными. Помимо этого происходит общий рост цен и инфляция. С другой стороны, во время кризисов, когда у многих людей падает уровень дохода, терапевты могут даже снижать стоимость работы на время. 

Любава Силаева

«Мезальянс в отношениях с клиентом может возникнуть, если терапевт меняет цену внезапно, если это не прописано ни в контракте, ни в информированном согласии. Психолог должен сообщать об изменении стоимости заранее и обсуждать это с клиентом — чтобы он понимал почему меняется стоимость и смог оценить, готов он или нет. 

Бывают случаи, когда в какой-то сложный период в жизни клиента или во время кризиса цена снижается. Психолог тоже должен это проговорить и обязательно обсудить, на какие сроки цена уменьшается. 

По сути, изменение стоимости терапии — это приглашение переоценить то, что есть. У клиентов могут подниматься психологические защиты, цель которых  — сохранять все как есть. У кого-то это будет обесценивание: «Так что я получу за эту разницу пятьсот рублей?» — будет выяснять клиент. У кого-то это будет тенденция к самообвинению. Клиент может начать думать: «Наверное, психолог раньше понял, что я недоплачивал, и молчал. А сколько времени я уже платил меньше, чем надо?»

Как можно заметить, тема оплаты в психотерапии объемная. Адекватно назначать стоимость, выдерживать клиентские эмоции, связанные с ценой и правилами, контролировать терапевтический процесс и влиять на него с помощью оплаты в позитивном ключе — то, чему мы как психологи учимся в практике.

В следующей совместной с экспертами «Психодемии» статье мы расскажем, как психологи считают стоимость услуг и из чего она складываются.

Мария Лабазанова
Мария Лабазанова

Психолог, ACT-терапевтка, соведущая подкаста «Пока так» и комьюнити-менеджер сообщества выпускников «Психодемии»

Вероника Коштаева
Вероника Коштаева

Психолог блогеров, маркетолог для психологов. Ведущая трансформационных психологических игр. Коуч EMCC, автор канала «Алхимия контента», преподаватель курса «Этичное продвижение психологов-практиков» в «Психодемии»

Дарья Балахонова
Дарья Балахонова

Автор книги «Биохакинг родительства», наставник для психологов и создатель сообщества «Элитарный клуб психологов», консультирующий психолог

Любава Силаева
Любава Силаева

Практикующий психолог, психотерапевт, аккредитованный супервизор, член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, автор канала о психотерапии «Ночной эфир», выпускница «Психодемии»