Как в кино: какие сценарии разыгрывает наше подсознание
Фото
Кадр из фильма «Титаник» (реж. Джеймс Кэмерон, 1997)

Хотите узнать, чем все закончится в вашей истории и чем сердце успокоится? Смотрите на финал вашего любимого фильма и что происходит с его героями. Только не очаровывайтесь: глядите в глаза фактам. Ведь когда мы смотрим фильм, то невольно попадаем под очарование его персонажей. Но если такой же сценарий разыгрывается в реальной жизни, он нам не нравится, и мы страдаем.

Например, мы сочувствуем героине картины «Москва слезам не верит» и радуемся, когда она наконец воссоединяется с Гошей. Однако девушка, у которой этот фильм считается любимым и давно разобран на цитаты, в реальной жизни живет примерно с таким же «Гошей». Резко реагирующим на любую несправедливость, не бывающим дома по две недели и примерно раз в полгода уходящим в запой. Она звонит в больницы, полицию и морги. Говорит «Сил моих больше нет», но на деле — «Как долго я тебя ждала…»

Каждый раз, когда вам очень нравится фильм, попробуйте поместить его в свою жизнь. И вы увидите, что этот сценарий может сделать вам больно

О жизненных сценариях в свое время много писал основатель транзактного анализа Эрик Берн. Позже — его последователи, которые говорили о том, что если мы не проживаем родительский сценарий, то ищем образцы в социально одобряемых сценариях вовне — в том числе в кинематографе.

Все ли фильмы влияют на наш путь? Конечно нет. Только те, что нам нравятся. Только те, что мы пересматриваем по несколько раз. Или те, которые прочно засели в памяти, даже несмотря на то, что не понравились.

Рассмотрим несколько примеров. Женщина чуть старше сорока лет мечтает выйти замуж, но ничего не получается. Позади — опыт травмирующих отношений, когда ее обкрадывали любимые мужчины. Когда я спрашиваю ее о любимом фильме об отношениях, она почти с гордостью произносит: «Титаник», конечно!» В котором мы и находим сценарий всех ее взаимоотношений.

В фильме «Титаник» главный герой — игрок, без определенного места жительства, манипулятор, обманщик и вор. Все это он делает в фильме на наших глазах, но большинство женщин находят это милым, ведь делает он это ради любимой: «Ну и что такого? Подумаешь, украл пальто, пробегая мимо». Хорошо. А если это ваше пальто? Или пальто вашего друга? И сделал это соседский мальчишка — просто походя и с прекрасным внутренним мотивом, типа возвращения возлюбленной? Будет ли вам дело до этого, если украдена ваша ценность? В реальной жизни за такие поступки можно сесть в тюрьму или того хуже.

Предположим, вы не против того, чтобы ваш партнер отлично блефовал, воровал и врал. Но попробуйте представить, какое совместное будущее ждало бы наших героев? Кроме, разумеется, прекрасного секса. Стал бы он заботиться о семье? Купил бы дом и превратился в примерного семьянина? Или по-прежнему проигрывал бы все деньги, блефовал и врал? «Боже, этот сценарий именно так и работает! — восклицает моя клиентка. — Все мои мужчины были игроками. А один из них, игрок на бирже, в итоге обокрал меня на несколько миллионов».

И мы проживаем эти сценарии, не задумываясь. Смотрим любимые фильмы, очаровываемся героями

Однако, стоит нам попасть внутрь них, они перестают нам нравиться. И даже несмотря на это мы снова и снова стремимся попасть в тот же сценарий — потому что он нравится нам в виде фильма.

Когда мои клиенты слышат об этом, первая реакция, которая у них возникает, — сопротивление. Ведь нам так нравятся герои! И многие, чтобы я не догадалась об их сценарии, пытаются сознательно придумать другой фильм.

Но что бы они ни придумали, их нейронные связи уже начали подыскивать на любимые роли персонажей из реальной жизни. Психика все равно отражает личность и путь человека. Иногда клиент называет мне три фильма подряд — но все они про одно и то же.

Фильмы, которые не про нас, мы даже не замечаем. Они не оставляют следа в психике. Например, фильм «Дюна» пропустят одни, но другим он может понравиться. Тем, кто проходит период взросления, инициации или сепарации — как со стороны ребенка, так и со стороны матери. Или тем, кто живет в тотальном подчинении.

Конечно, любимый фильм — это не приговор. Это всего лишь диагностика того, куда вы идете на подсознательном уровне

На сознательном вы можете быть директором завода и знать, чего хотите от жизни, а на подсознательном — искать «Гошу», который бы приходил без спроса в ваш дом. 

«Каким же должен быть фильм, чтобы жизненный сценарий был нормальным?» — спрашивают меня. Я долго думала над ответом. Пожалуй, таким: скучным, занудным, который хочется бросить смотреть с первой секунды. В котором не было бы драмы, трагедии и сверхобаятельных лгунов. Но зато были бы вполне обычные герои — порядочные и любящие друг друга люди, делающие хорошую карьеру без подлости и не наживая врагов. Встречали таких?

Попробуйте поместить себя в обстоятельства фильма, но не слепо очаровываясь обаянием главных героев, а представляя, каково жить внутри такого сценария:

  • «Москва слезам не верит»

  • «Титаник»

  • «Красотка»

  • «Служебный роман»

  • «Любовь и голуби»

  • «1+1»

  • «Гарри Поттер» (все части) 

  • «Мы — Миллеры»

  • «ВАЛЛ-И»

  • «Истинные ценности» 

  • «12 стульев»

  • «Бэтмен» (все части)

  • «Вечный зов»

  • «Реальная любовь»

  • «Девчата»

Ирина Баржак
Конфликтолог

Конфликтолог, бизнес-тренер.

intlips.com