Как вести частную практику в кризис: рекомендации супервизора для психологов и не только
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Берем посильную нагрузку 

Психологи, как и другие люди, сейчас испытывают сильный стресс и по-разному его переносят. Нам недоступны привычные объемы энергии, памяти, внимательности, чтобы работать в прежнем режиме. Если раньше вы проводили четыре-шесть клиентских сессий в день, пусть сейчас их будет меньше, раз это поможет остаться в эмоционально стабильном состоянии.

Сохранить и приумножить свою частную практику в нынешних условиях смогут те, кто хорошо умеет беречь, своевременно восстанавливать ресурсы и адаптироваться к новому.

Соблюдаем информационную гигиену

Для продуктивной работы специалистам консультирующих профессий важно «‎цензурировать» свое информационное пространство: исключать из него новости, не реагировать на провокационные комментарии, регулярно посещать личную терапию.

На первый взгляд, очевидные вещи. Но данные моей супервизорской практики за последний месяц говорят об обратном. Еженедельные группы формируются хаотично: от превышения нормы на 20–30% до недобора. Такие «перепады настроения» нетипичны для нашей профессии и сигнализируют о нестабильности психологического сообщества. 

Чем стабильнее консультант, тем он более эффективен. Подсаживать клиенту свою панику — непрофессионально. Именно регулярная супервизия помогает сохранять эмоциональное равновесие.

Правила новой этики

В некоторых культурах консультирования считается бестактным, если психолог сам пишет своим клиентам, взявшим паузу в терапии. В период неопределенности новейшая этика позволяет, а в некоторых случаях рекомендует психологу аккуратно проявлять инициативу.

Постоянные клиенты могут поставить встречи с вами на паузу, у человека в измененном состоянии может просто не хватать ресурса вспомнить о том, что общение с вами даст поддержку и выход из стресса, в которых он сейчас так нуждается.

Можете записать поддерживающее видео, например, о том, как справляться с тревожностью, и разослать его всем бывшим и нынешним клиентам с напоминанием о том, что к вам всегда можно записаться для очной или онлайн-консультации.

Утро может не быть добрым: новое правило делового этикета

В кризисное время в общении с клиентами (да и с коллегами по офису, если вы не работаете психологом) лучше избегать фраз: «доброе утро»‎, «‎добрый день»‎, «добрый вечер». Мы не можем быть уверены, что человек ‎не находится в состоянии обостренного восприятия на данный момент. Сделайте привычкой говорить нейтральное «‎здравствуйте»‎.

Время тех, кто готов давать больше 

Клиент в кризис потерял в доходе, пересмотрел свои траты, стал экономить и решил прервать консультации? Люди по-разному реагируют на перемены: кому-то нужно на время «стать сильным» и не соприкасаться со своей чувственной частью, кому-то, наоборот, важно не потерять связь с собой и своими границами для сохранения качества жизни в долгосрочной перспективе.

Поэтому консультанту уместно пригласить клиента на завершающую перед перерывом встречу и вместе обозначить план отслеживания состояния, своевременной заботы о себе. Возможно, прийти к решению о переходе на график более редких встреч без прерывания динамики.

Еще один вариант — добавить ценности своим услугам. Многие психологи и психотерапевты совмещают свой личный и профессиональный опыт в бизнесе, коучинге, маркетинге или объединяются со специалистами из этих сфер, чтобы через работу с эмоциональным состоянием помочь клиентам комплексно решить актуальные запросы, связанные с постоянными изменениями в делах, жизни и самочувствии. Клиенты видят это преимущество, не просят снизить стоимость консультаций или прервать их.

Эмоциональная стабильность в соцсетях

Клиенты с особенным доверием относятся к тому, что говорят эксперты. В своем блоге важно оставаться стабильными, воздержаться от политики, не стыдиться жить обычной жизнью. Попытки окружения вызвать чувство вины и агрессия — лишь способы манипуляции. Постарайтесь на них не реагировать.

Чересчур закрываться перед своей аудиторией тоже не стоит. Некоторые психологи ограничивают себя в соцсетях из-за чувства ответственности перед всеми подписчиками, опасаются, что высказывания могут ранить, обострить состояние.

Однако подписчики — не равно клиенты. Невозможно предугадать реакцию незнакомых или малознакомых людей, поэтому не стоит додумывать за них.

Практики с каждым годом будет все больше 

К таким выводам подталкивает статистика — за последние три года прирост диагностированных ментальных расстройств у россиян составил 10%. Депрессия к 2030 году опередит сердечно-сосудистые патологии по числу диагнозов, ставших причиной выхода на больничный. Поэтому психологическая практика будет становиться все более клинической. 

Нередко на супервизию приходят коллеги с запросом: «На первых консультациях обнаружили у клиента тяжелые травмы. Как с ними работать?» Или: «Подозреваю психиатрическое расстройство. Что делать?»

Как бы мы ни хотели помочь, единственной этичной рекомендацией будет — направить пациента к психиатру, другому специалисту или самому получить дополнительную квалификацию. 

Учимся коммуникации с клиентом

Помимо конкретных специализаций — онкопсихология, детская и подростковая терапии, суицидология и другие — требуются навыки коммуникации со сложными клиентами.

Нередко психологи и психотерапевты сталкиваются с трудностями корректного отказа в терапии до консультации с психиатром и сложностями совместного ведения пациентов с другими врачами.

Повышая квалификацию или обмениваясь опытом с коллегами на супервизии, специалисты обретают уверенность в компетентности и внутреннюю опору, чтобы честно признаваться себе: «Я не могу в одиночку помочь этому клиенту».

Екатерина Макарова
Екатерина Макарова

Психотерапевт, психоаналитик, аккредитованный полимодальный супервизор ОППЛ, автор научных публикаций по обучающей личной учебной психотерапии, автор книги по методологии полимодальной психотерапии

Личный сайт