Инна Шифанова
Преподаватель теории и практики тренингов
Как воспитать настоящего мужчину

Кто мы? Прежде всего люди, обладающие полом, затем принадлежащие к роду, нации, компетентные в каком-то деле (журналисты, рабочие, родители)… Это и есть идентификация — чувство общности с определенной социальной группой, к которой мы себя относим и про которую говорим «мы»: «мы, мужчины», «мы, строители».

Вместе с тем идентификация составляет то ядро личности, которое позволяет сказать: «Я — это я». Чем больше наберется ответов на вопрос «кто я», тем больше мы социализированы и защищены своей группой, тем больше у нас поводов быть уверенными в себе.

У каждого из нас есть потребность в автономности, уникальности и свободе, но человек — существо общественное, у него есть потребность и в идентификации. Поэтому еще в детском возрасте нас приучают к принадлежности к группе, семье, роду, а главное, к полу.

О полоролевой идентификации

В оценке нашего «Я» идентификация с полом занимает ключевую позицию: «я — мужчина», «я — женщина». Однако в каждом мужчине есть то, что называется женственностью, а в каждой женщине — толика мужественности. Поэтому мы испытываем потребность в общении с противоположным полом: андрогинная часть нашей личности ищет достойного собеседника в представителе противоположного пола. Это и можно назвать главным условием любви.

Индивидуальные различия между людьми тоньше и многообразнее, чем половые и гендерные различия

И хотя мы внутри себя опасаемся не отвечать заданным образцам женственности и мужественности, никто не может полностью соответствовать стереотипам пола. Как минимум потому, что они со временем меняются.

Идеальным мужчиной XIX века был поэт и издатель Александр Пушкин, успевавший думать о красе ногтей и пополнять свой донжуанский список. «Эталоном» мужчины 60-х годов XX века были благородные физики и врачи, всегда верные любви, долгу и своему слову, — таких героев играл актер Алексей Баталов. Сейчас кино и компьютерные игры навязывают нам в качестве идеала сурового, безэмоционального и рационального обладателя горы мышц.

Важно помнить, что идеал — это всегда обобщение, тогда как индивидуальные различия между людьми гораздо тоньше и многообразнее, чем половые и гендерные различия.

Как воспитать настоящего мужчину

О ролевых играх в детстве

У детей также есть полоролевая идентификация: «я мальчик», «я девочка». Она складывается постепенно: из исследования собственного тела, наблюдения за старшими и за сверстниками, а также из ролевых игр. Последние занимают особое место в детской психике — они знакомят ребенка с миром людей, их занятиями и взаимоотношениями. И учат жизни как таковой: дружескому общению, социальным ролям, формированию шкалы ценностей.

Играть дети начинают где-то с двух лет: например, в «магазин», исполняя роли покупателей и продавцов, или в «больницу» — когда изображают врачей и пациентов. Игры в «войну» и «дочки-матери» считаются особенно важными для формирования полоролевой идентификации, ведь в первой мальчики осваивают роль воина, а девочки во второй — роль воспитательницы.

Далеко не каждый мужчина посвятит свою жизнь воинской службе, но почти каждый захочет иметь семью

Девочкам играть в войну запрещают не так часто, хотя они и могут услышать упрек «ведешь себя как мальчишка». А вот случаи, когда мальчику не разрешают играть с девочками, не редкость. Да и обвинение «ведешь себя как девчонка» звучит не в пример жестче.

Но мальчику предстоит быть не только воином, но и мужем, отцом. Те навыки, которые он получит, играя в отца семейства, «уходя на работу» и «возвращаясь в «дом» с полезными находками, пригодятся ему во взрослой жизни: далеко не каждый мужчина посвятит свою жизнь воинской службе, но почти каждый захочет иметь семью и хорошие отношения со своей женой и детьми.

Как воспитать настоящего мужчину

О мальчиках и куклах

Давайте подумаем: почему просьба мальчика купить ему куклу, мягкую игрушку или детскую посуду вызывает у матери ужас. Вероятно, ответ будет таким: «Она воспитывает будущего мужчину! А главное в воспитании мальчика, чтобы он не был похож на девочку!»

За этим мнением стоят следующие установки: мальчик, который хочет вырасти настоящим мужчиной, должен относиться к женским занятиям как к недостойным, так как игры для девочек не могут быть интересными и содержательными. А если не воспитывать мужественность как антиженственность, то может произойти «самое страшное» — гомосексуальность.

Что в итоге? Мальчик чаще всего растет под присмотром взрослых женщин — мамы, воспитательницы, учительницы, которые выглядят всезнающими. Помня про исключительную значимость мужественности, он может сделать только один вывод: у женщин есть некий скрытый изъян, о котором он узнает, когда повзрослеет. И впоследствии эта мысль, скорее всего, скажется на его отношениях с противоположным полом.

Как воспитать настоящего мужчину

Что делать с половым воспитанием?

Никакого особенного полового воспитания не нужно. Ответственный, уверенный, умеющий постоять за себя человек — это и есть зрелая личность. Хорошо, если эта личность мужчина, и хорошо, если женщина.

Выпуск наборов игрушек, где на коробке написано «для мальчиков» или «для девочек», кажется мне напутствием к дискриминации. Как мир не делится на мужскую и женскую половину, так и мальчикам и девочкам интересны игрушки друг друга, потому что они хотят понимать противоположный пол.

Когда мы интересуемся другими, мы вовсе не перестаем быть самими собой. Как и тогда, когда берем на себя «чужие функции»: хотя женщинам и внушают, что над тревогами мира можно проплыть на поднятых «сильных мужских руках», мужчина тоже может устать и искать плечо, чтобы на него опереться.

Воспитание личности и достоинства не требует специальных приемов, им просто надо дать возможность развиваться. И это — единственный секрет воспитания «настоящего мужчины».