Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Психологи из Бамбергского университета (Германия) проанализировали признания и интервью серийных сексуальных преступников и выделили у них четыре общие психологические черты, заставляющие их раз за разом идти на преступление, — сложный нарциссический коктейль из высокомерия, потребности в восхищении, обидчивости и гиперчувствительности.
Исследователи, статья которых в Journal of Police and Criminal Psychology, получили доступ к досье 45 преступников мужского пола, совершивших сексуально мотивированные серийные убийства. Все эти люди действовали на территории США в период с 1960 по 2021 год. Данные состояли из признаний в полиции, протоколов допросов и стенограмм интервью, проведенных ФБР. Число доказанных жертв варьировалось от 2 до 22 на одного преступника.
Анализ высказываний каждого преступника был в основном сосредоточен на разделах, где убийцы обсуждали свое детство, воспитание и мотивы своих первых двух убийств
В итоге исследователи пришли к выводу, что у всех серийных сексуальных преступников присутствуют четыре ярко выраженные нарциссические черты:
грандиозное соперничество,
грандиозное восхищение,
уязвимая изоляция,
уязвимая враждебность.
Грандиозное соперничество характеризуется обесцениванием других и стремлением к превосходству, в то время как грандиозное восхищение определяется как стремление к саморекламе и острая потребность в доказательстве собственной исключительности и неординарности.
Уязвимая враждебность подразумевает паранойю, агрессию, убежденность в несправедливом обращении с собой, в то время как уязвимая изоляция — это избегание социальных контактов для защиты своей хрупкой самооценки.
«Я ожидала, что будут преобладать черты грандиозности, потому что именно так обычно изображают серийных убийц, — в комментарии для PsyPost ведущий автор исследования Евангелия Иоанниди. — Но вместо этого наиболее распространенной характеристикой (84% случаев) оказалась уязвимая враждебность: глубокая недоброжелательность по отношению к окружающим, повышенная чувствительность, зацикленность на воспринимаемом отвержении или неуважении к себе. Поразительно, что эта внутренняя хрупкость проявлялась даже чаще, чем „раздутое эго“, и это изменило мое понимание психологии, лежащей в основе серийных убийств на сексуальной почве».
Грандиозное восхищение оказалось второй по распространенности чертой, выявленной в 76% случаев. Это указывает на то, что наряду с враждебностью многие из этих людей испытывают сильное желание, чтобы ими восхищались и признавали их особенными.
Грандиозное соперничество присутствовало в 71% случаев, демонстрируя тенденцию рассматривать социальное взаимодействие как соревнование, в котором нужно победить.
Уязвимая изоляция была наименее распространенной из четырех черт, хотя все же наблюдалась у 58% преступников.
При этом все эти черты не существуют сами по себе, изолированно, в личности серийного убийцы — они тесно связаны между собой. Например, наблюдалась тесная связь между грандиозным соперничеством и уязвимой враждебностью, а грандиозное восхищение и грандиозное соперничество часто встречались одновременно.
Полученные результаты свидетельствуют о многогранности психологического портрета сексуально мотивированных серийных убийц
Это ставит под сомнение распространенное в СМИ изображение этих преступников как холодных и расчетливых личностей, движимых исключительно «комплексом бога».
«Этими преступниками движет не только эго или желание чувствовать себя сильными, — пояснила Иоанниди. — Да, многие демонстрируют черты величия, но не менее важной частью является уязвимая сторона — обида, повышенная чувствительность и глубокое чувство несправедливости. Эти две стороны, работая вместе, помогают объяснить, почему их насилие настолько личностно и подпитывается контролем. Речь не о том, чтобы их оправдать; речь идет о понимании того, что психология этих преступлений сложнее, чем люди обычно предполагают».
Исследователи предупреждают, что черты, о которых идет речь, присущи не только преступникам, и их наличие вовсе не означает автоматически, что перед вами серийный убийца. «Главное предостережение заключается в том, что одни только нарциссические черты не делают человека опасным. Эти черты присутствуют в обычной жизни повсеместно, и большинство людей, которые их проявляют, не склонны к насилию», — подчеркнула Иоанниди.