Как выжить в заключении и остаться в форме: уроки Нельсона Манделы

15 февраля 1990 года. Нельсон Мандела просыпается, как всегда, в 5 часов утра и начинает свою ежедневную часовую тренировку. Но на этот раз вместо тюремной камеры его тренажерный зал представляет собой комнату в «спичечной коробке», расположенной по адресу улица Вилакази 8115, в Соуэто. И вскоре его начнут осаждать журналисты, поклонники, дипломаты и члены его семьи, которые придут поприветствовать его после освобождения из тюрьмы четырьмя днями ранее.

Во время интервью он лаконичен, но после вопросов о боксе его сдержанность как рукой снимает. Сияя от радости, он пускается в рассказ о своих любимых боксерах и о том, как следил за новостями бокса в тюрьме.

Мандела начал заниматься боксом, когда учился в университете Форт-Харе. В годы учебы, работы и освободительной борьбы в Йоханнесбурге в 1940-1950-х годах он тренировался еще серьезнее, хотя и не настолько, чтобы участвовать в соревнованиях.

«Я никогда не был выдающимся боксером, — писал он в автобиографии «Долгая дорога к свободе». — Я был супертяжеловесом, и у меня не было достаточно силы, чтобы компенсировать недостаток скорости, — или скорости, чтобы компенсировать недостаток силы».

Он особенно ценил строгость тренировок — режим, периодически нарушаемый арестами и борьбой. Он писал: «Я вымещал свой гнев и разочарование на боксерской груше вместо того, чтобы напасть на товарища или даже полицейского».

Спрятаться в тренировку

Мандела считал ежедневные упражнения ключом к физическому здоровью и душевному спокойствию.

«Упражнения рассеивают напряжение, а напряжение — враг спокойствия. Я обнаружил, что лучше работаю и думаю, когда я в хорошей физической форме, поэтому я всю жизнь неуклонно подчинялся дисциплине тренировок».

Четыре раза в неделю он бегал и три вечера в неделю тренировался в боксерском спортзале в Соуэто — так он мог погрузиться «во что-то, что не было борьбой». Он рассказывал, что на следующее утро просыпался более свежим, чувствовал себя «легче умственно и физически» и «готовым вернуться к битве».

С 1960 года Мандела занялся организацией подпольного военного отделения Африканского национального конгресса «Умконто ве сизве»1, путешествуя по всей стране под видом водителя и выезжая за границу для организации поддержки, поэтому боксом стал заниматься реже.

«Черный Первоцвет», как его называли (аллюзия на британского шпиона-аристократа по прозвищу Красный Первоцвет из одноименного романа), был арестован в 1962 году. Следующие 27 с половиной лет он провел в тюрьме, в том числе 18 — на острове Роббен.

Как выжить в заключении и остаться в форме: уроки Нельсона Манделы

За решеткой

Когда Мандела прибыл на остров Роббен, тюремный охранник усмехнулся: «Добро пожаловать на остров. Это место, где ты умрешь».

Одна из проблем заключенного — необходимость мириться со скукой. Как сказал он сам: «Жизнь в тюрьме однообразна: каждый день похож на предыдущий, и каждая неделя тоже, так что месяцы и годы сливаются друг с другом».

Каждый день номера 46664 был наполнен изнурительным трудом: он работал в известняковом карьере, при помощи тяжелого молота разбивая камни в гравий. Работа была нелегкой, но Мандела не отказался от физических упражнений. Теперь они начинались в пять утра и проходили в сырой камере площадью 2,1 кв. м, а не в пропитанном потом боксерском зале в Соуэто.

«Я пытался следовать своей старой боксерской практике, которая состояла из бега и силовых тренировок», — сказал он.

Он начинал с 45-минутного бега на месте, за которым следовали 100 отжиманий на пальцах, 200 упражнений для пресса, 50 ​​глубоких приседаний и гимнастические упражнения, к которым он привык в спортзале (включая прыжки «звездой» и «берпи»: положение стоя, затем приседание, переход в планку на прямых руках, возвращение в положение сидя и выход в положение стоя через прыжок вверх).

Мандела придерживался этого расписания с понедельника по четверг, затем отдыхал три дня. Он поддерживал этот темп даже во время своего многолетнего пребывания в изоляции.

Преодоление туберкулеза

В 1988 году, в возрасте 70 лет, Мандела заболел туберкулезом, который усугубился из-за сырости в камере. Его доставили в больницу с кровавым кашлем. Когда его перевели в дом тюремного надзирателя в тюрьме «Виктор Верстер», он возобновил сокращенную версию программы упражнений, включив в нее плавание в тюремном бассейне.

Его освободили из тюрьмы вместе с другими политзаключенными 11 февраля 1990 года, через девять дней после отмены запрета на Африканский национальный конгресс и другие освободительные движения. Затем он стал первым президентом демократической Южной Африки и занимал этот пост с 1994 по 1999 год.

Естественно, достигнув возраста 80 лет, он сократил программу упражнений, но никогда не отказывался от них. Он умер 5 декабря 2013 года в возрасте 95 лет от респираторной инфекции. Мандела считал, что привычка заниматься спортом помогла ему выжить и выбраться из тюрьмы и подготовила к испытаниям, которые его ожидали.

«В тюрьме было абсолютно необходимо давать выход своей тревоге», — сказал он. Эти слова, вероятно, можно адресовать всем, кто из-за эпидемии Covid-19 сегодня столкнулся с самоизоляцией в стесненных условиях.


1 В переводе с языка зулу — «копье нации».