Ложное «я»: почему мы боимся быть самими собой и как найти себя настоящего | Источник: Unsplash
Фото

Unsplash

В чем разница между истинным и ложным «я»

Если наши потребности в детстве удовлетворяются здоровым способом, мы чувствуем себя в большей безопасности, и наша са­мооценка повышается. Мы гордимся тем, кто мы есть.

Если же наши детские потребности должным образом не удовлетворялись и остаются нами неоплаканными, нам может быть страшно от­крыто проявлять и демонстрировать свои подлинные решения, характеристики, качества и чувства из опасения лишиться в ре­ зультате одобрения окружающих. Так создается наше ложное «я». А ведь только «я» истинное способно устанавливать и поддержи­ вать близкие отношения и иметь здоровую самооценку.

Что такое истинное «я»

Наше истинное «я» — это то, кем мы были, когда родились; то «я», которое благодаря отзеркаливанию и при условии уважи­тельной любви родителей становится гордым и живет далее, чувствуя себя в безопасности. Это потенциальное «я» всегда остается внутри нас и доступно нам на протяжении всей жизни. Оно просто ждет, когда активируется отзеркаливание — отзеркалива­ние внимания, принятия, ласки и позволения. Все это исходит от людей, которые любят нас, и от нас самих, когда мы выполня­ем работу, необходимую, чтобы любить себя.

Истинное «я» невозможно ни стереть, ни оскорбить, ни заме­нить, ни отменить

Психологически это наше функциональное эго, наш внутренний потенциал движения к собственным целям, позволяющий нам испытывать чувства, не боясь, что они разру­шат нас, помогающий справляться со страхом, принимать обстоятельства человеческого существования и выражать радость сво­ ей живой энергии.

А на духовном уровне это наша Самость, наша природа Будды, обладающая всеми суверенными архетипичес­кими силами божественности: безусловной любовью, вечной мудростью и способностью исцелять. Короче говоря, наше истин­ное «я» одновременно и психологическое, и духовное. Пока оно скрыто, оно эквивалентно нашей позитивной тени; это наш уни­кальный и пока неиспользованный потенциал.

Что такое ложное «я»

Ложное «я» — это личность, которую мы создали в результа­те реакции на тех, кто в детстве имел над нами власть. Оно име­ет прямое отношение к невротическому эго и персоне. Это нега­тивная теневая сторона нашего истинного «я».

Мы, к сожалению, очень рано понимаем, что показывать и проявлять свое истинное «я», свои глубочайшие потребности, ценности, наклонности, та­ланты и желания, не всегда безопасно: это «я» может быть встречено с неодобрением.

А неодобрение и осуждение со стороны тех, кто нас кормит и растит, понятно, означало бы, что сама наша жизнь может оказаться под угрозой, не говоря уже о нашей безопасности и счастье

И мы находили способы скрывать свои ис­тинные чувства и реакции и вместо этого демонстрировать лица, гарантирующие нам одобрение взрослых, наделенных властью над нами. Вот откуда берется ложное «я» с его словами и поступками, проистекающими из стратегий, которые отражают не наши собственные желания, а желания других людей.

Обычно просматривается четкая связь между страхом быть от­вергнутым и покинутым и ложным «я». Нас оставляли каждый раз, когда наше истинное «я» отвергалось, а ложное поощрялось. И мы сами оставляли себя каждый раз, когда настолько боялись быть отвергнутыми, что принимали из рук авторитетных фигур вознаграждение за ложное «я». Безусловно, с ужасом бороться чрезвычайно трудно, и тут мы можем только посочувствовать себе.

Тест
Какие раны вам мешают быть собой?
1/40
Я не слишком привязываюсь к вещам.
Согласен
Не согласен
Источник: Unsplash
Фото

Unsplash

Источник: Unsplash
Фото

Unsplash

Как формируются истинное и ложное «я»

Истинное «я» мыслью, словом и делом формулирует подлинную реальность. Оно независимо, словно кошка. А ложное «я» готово на все, чтобы заслужить одобрение окружающих. Оно машет хвости­ком, как собака. Истинное «я» — это реальный человек; ложное «я» — персона, идеал эго, созданный другими, а затем упорно нами поддерживаемый.

Истинное «я» воспитывалось и взращивалось зрелой частью наших родителей. Ложное «я» формировалось под влиянием их испуганной детской части. Наши матери могли пугаться, когда мы, малыши, проявляли свое истинное «я», и они гневом или запугиванием реагировали на поведение, отображавшее наши подлинные же­лания и чувства. Так нас постепенно приучали действовать в соответствии с желаниями и ожиданиями родителей. И приучили. А наше истинное «я» ушло ради безопасности в подполье.

Великий американский поэт Уильям Карлос Уильямс писал: «Я всегда знал, что я — это я, именно там, где я стою, и что ничто не заставит меня принять то, чему во мне нет пары, по которой его можно распознать»

Истинное «я» — это зеркало, содержащее вечную мудрость и сопоставляющее все, что говорит или делает человеком, с собственной истиной. Все, что не подходит, отбрасывается. Все, что вписывается, принимается с радушием. Именно так внешний мир постоянно обогащает наше истинное «я».

Истинное «я» открывают и находят; ложное «я» изобретают. Истинное «я» безусловно; ложное «я» обусловлено на протяже­нии всей нашей жизни, пока мы сталкиваемся с разными людьми и отдаем им право определять наш характер. Истинное «я» — са­мо себе режиссер. Ложное «я» — это актер, который делает то, что ему велят режиссеры.

Источник: Unsplash
Фото

Unsplash

Почему мы скрываем свое истинное «я»

Мы скрываем свое истинное «я», пото­му что показывать его небезопасно; мы защищаем его до тех пор, пока ему действительно ничто не будет угрожать. Подобно пер­вому цветку, появляющемуся в сезон цветения, мы осторожно проверяем условия окружающей среды и, только если они ка­ жутся нам дружественными, даем сигнал всему дереву цвести и, на полную реализовав свой потенциал, принести максималь­ный урожай.

Должно быть, мы, как этот первый цветок, смотре­ли когда­-то из своей колыбельки на родителей и на свой дом и спрашивали себя: «Та ли это среда, в которой смогут безопас­но и обильно цвести мои самые глубокие потребности, ценности и желания?» И ответ, который мы себе давали, указывал нашему истинному «я», что делать: гордо проявить себя или, наоборот, спрятаться до наступления более подходящего сезона. Вполне вероятно, что таким сезоном для вас станет чтение этой книги.

Хорошие манеры, разные табу, ценности и ограничения — все это помогает нам комфортно жить в обществе. Но тактики запугивания, манипуляции, обвинения, пристыжения, оскорбления, унижения и принижения — это формы контроля и насилия. Если первые способствуют формированию здорового истинного «я», то вторые ведут к «я» ложному. Первые воспринимаются как разумный совет кого­-то, кто явно на нашей стороне, а вторые — как необоснованные угрозы от человека, который враждебно настроен к полному проявлению нашей личности со всеми ее уникальными дарами.

Ложное «я» — это своего рода одежда, которую мы учимся но­сить, чтобы облегчить себе жизнь

Мы принимаем решения, ос­новываясь на том, что лучше всего поддержит и сохранит наш об­раз в глазах других людей. Это также может относиться к выбору, скажем, автомобиля или настоящей, не метафорической одеж­ды. Мы говорим, что выбираем машину, руководствуясь сообра­жениями эффективности и экономии, а гардероб — с учетом сти­ля и погоды. Но на самом деле мы зачастую отчаянно стараемся проецировать именно тот образ, который позволяет нам почув­ ствовать безопасность, одобрение других людей или даже пре­восходство над ними.

Ложное «я» — слуга эго. Ложное «я» — это поза; истинное «я» — позиция. «Моя жена выявляет во мне все самое наихудшее» — эта фраза может означать, что жена выстав­ляет вас напоказ, демонстрируя окружающим то, что вы так ста­рательно прячете, и в результате вы уже не можете дальше пози­ровать. Быть выставленным напоказ — значит потерять лицо. Может, стоит поблагодарить же­ну за это?

Источник: Unsplash
Фото

Unsplash

Как песрона и тень уравновешивают друг друга

Персона — это лицо, которое наше эго готово и хочет предъявить внешнему миру. Она олицетво­ряет собой соответствие общественным нормам и требованиям и адаптацию к ним. Это маска из коллективного бессознатель­ного, с помощью которой мы идем на компромисс с ожиданиями окружающих. Когда мы ее снимаем (или когда за нас это делает трикстер), мы видим под ней нечто коллективное, а не личное, компромисс между нами и обществом. Если мы слишком сильно отождествляем себя с персоной, то начинаем верить, что она все, что у нас есть. Лучше всего персона работает, когда используется для адаптации и удобства. А еще она может успокаивать нас, когда нам страшно, — примерно так мы заискивающе улыбаемся почтальону, когда страшно боимся по­лучить неприятное письмо.

Нашу персону часто вознаграждают — деньгами, уважением или властью. Но интеграция своей тени наделяет нас куда боль­шим духовным даром, предлагая шанс стать целостным, независи­ мо от материального в нашей жизни. Дружба с тенью обеспечива­ ет нас чувством целостного «я» и обуздывает слишком активно используемую ложную персону. Персона — необходимая часть лю­бой личности, это законная одежда эго.

Тень и персона уравнове­шивают друг друга. Наша персона — это наш идеал эго; наша тень — наша реальность

По мере растворения персоны все больше принимается и приветствуется тень. Тень компенсирует напыщен­ное самодовольство персоны, а персона компенсирует асоциаль­ные тенденции тени.

Если мы сплошь персона, мы фальшивы. Ес­ли мы сплошь тень, мы психопаты. Чем больше мы растворяем свою ложную персону, тем больше интегрируем свою тень.

Ложное «я» — это персона теневой стороны эго. Оно старает­ся произвести хорошее впечатление даже ценой достоверности. Персона человека со здоровым эго тоже старается произвести хо­рошее впечатление, но способна справляться с собственным несовершенством. Человек с такой персоной не ставит соответствие требованиям выше спонтанности и скромного, смиренного само­раскрытия. Негативная же персона отдает полный приоритет со­ответствию требованиям ради одобрения. Теперь нам понятна центральная жажда возмездия, характерная для эго. Его цель — защитить персону эго, ложное «я».

Напряжение между соответствием требованиям и спонтанно­стью будет существовать всегда. Здоровый человек выживает, по­бывав на обоих берегах этой реки.

  • Когда я спонтанен  я сохраняю свое истинное «я», верю, что могу справиться с любыми последствиями для моего подлинного «я».

  • Когда я соответствую требованиям — сохраняю свою безопасность, обеспокоен тем, как меня видят другие люди, и боюсь последствий для себя.

Почему же мое «я» так легко фальсифицировать? Потому что страх побеждает самоуважение. В своем ложном «я» я приучаюсь хотеть того, что готовы и хотят дать мне другие. Если же согласить­ ся с условием существования, гласящим, что я не всегда получаю то, чего хочу, и что в будущем мне неизбежно придется горевать об утраченном, я буду более свободен в собственных желаниях.

Мы все действуем, исходя как из своего истинного, так и из сво­его ложного «я». Цель зрелого человека в том, чтобы более полови­ны жизни строилось на «я» истинном. Ложное «я» задает себе один вопрос: чего хотят окружающие? Истинное «я» спрашивает совсем другое: чего хочу я? Не знать, чего ты хочешь, — верный признак, что ты живешь в своем истинном «я» меньше половины времени.

Источник: Unsplash
Фото

Unsplash

Как найти свое истинное «я»

Одна из самых заманчивых задач, стоящих перед каждым человеком, состоит в том, чтобы раскрыть свое истинное «я». За нас этого никто не сделает. Даже наш собственный интеллект далеко не лучший инструмент для решения этой задачи, поскольку его могут обмануть и на него часто неправильно влияют общество, роди­тели, сверстники и религия.

Судя по всему, гораздо лучшим подспорьем тут является наше воображение. Вопросы, на которые мы вечно пытаемся найти ответ; образы, постоянно возникающие в на­ших сновидениях; тайные фантазии, занимающие нас, — все это может стать подсказкой к раскрытию правды о нашем истинном «я».

Однако эти подсказки не следует воспринимать буквально. Обычно они указывают на ту или иную пока неизведанную или дис­кредитированную территорию нашей психики, которая требует, чтобы ей предоставили статус государства, узаконили ее. Ос­мелюсь ли я выбрать уважение к себе? Рискну ли быть собой, независимо от того, насколько это больно или чего мне это будет стоить?

Истинное «я» обычно находят за пределами границ, а не внутри них (второе случается крайне редко)

Наша персона в конечном счете может быть направлена на отрицание того, кем мы яв­ляемся на самом деле. Мы боимся обнаружить, что и правда отличаемся от того, какими предстаем миру. И это вполне объяснимо, ведь в ксенофобском мире вроде нашего это может вести к изоляции, потере прав или стыду. Но зрелый человек пользуется этим случаем. Он ищет способы быть самим собой, испытывать сострадание к тем, кто его не понимает, и при этом иметь свободу беспрепятственно жить и работать, оставаясь тем, кто он есть на самом деле.

Конечно, какого­-то одного последовательного самоощущения, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, не бывает. Скорее, речь идет о множестве разных самоощущений, проистекающих из взаимодействия с другими людьми и из нашего собственного внутреннего мира.

Обе эти категории возникают одновременно, хоть и могут проявляться в течение жизни по оче­реди — точно так же, как мы знаем таблицу умножения одновре­менно, хотя заучивали ее колонки одну за другой. Разные самощущения, по сути, представляют собой поперечные срезы соответствующей самосогласованности, возникающие и исчеза­ющие со временем.

Наше истинное «я» больше похоже на речные пороги, чем на спокойное озеро

Подлинное «я» всегда будет требовать активной сфокусированности и приверженности тому, кем мы являемся в каждый те­ кущий момент времени; это на редкость захватывающий экзистенциальный проект. Для истинного «я» достаточно иметь разумно приблизительное представление о нашем текущем самоощущении, которое постоянно меняется и развивается. По­скольку это событие во времени, а не место в пространстве, «я» — это никто и нигде, как всегда говорили мастера дзен.

Идентич­ность находят не так, как обнаруживают тот или иной объект. Это то в нас, что не ищет никаких объектов и знает, что их не найти. Следовательно, ключ к идентичности — не­искание. Только когда уже нечего искать, можно найти огромное сокровище транс­цендентной Самости.

Истинное «я» — это внутренняя мудрая интуитивная сила, как психологическая, так и духовная, которая способна подружиться со своей тенью и достичь индивидуации. Истинное «я» точно, яс­ но, бесстрашно и радостно знает наши реальные потребности. Оно — это все, что мы должны отдать миру, все, что в нас можно любить.

Именно истинное «я» делает нас уникальным биологи­ ческим видом с огромным внутренним хранилищем сил и твор­ ческих способностей. Именно это снаряжение необходимо для выполнения нашего главнейшего предназначения — показать во времени вневременной замысел, жаждущий в нас раскрыться.

Классическая книга по работе с тенью, издающаяся более 25 лет, от автора бестселлера «Эмоциональные триггеры».

Тень — это все, что мы о себе не знаем или не хотим знать, потому что считаем эти черты запретными и стыдными (например, эгоцентризм, высокомерие). Дэвид Ричо дает инструменты для работы с теневой стороной личности и ее проявлениями в разных ситуациях — в личной жизни, на работе, в семье.

По Юнгу, принятие своей темной стороны, или тени, — необходимое условие для понимания самоидентичности, а значит и для благополучия. Словно ведя свою тень в танце, вы научитесь позволять ей раскрывать свои лучшие стороны, при этом не давая взять верх над вашей жизнью.

Дэвид Ричо «Танцующие с тенью. Архетип тени для трансформации внутренних демонов в силу и свободу»
Реклама. www.chitai-gorod.ru