Любовь из прошлого: почему не стоит входить в одну реку дважды | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Приезжий бросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове — седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приоткрыв дверь в сенцы:

— Эй, кто там!

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина…

Интрига и явный намек на метафорический смысл названия «Темные аллеи» моментально погружают в историю юношеской любви, хранящейся в лабиринте темных и светлых воспоминаний.

Классик Бунин не играет в полутона в отношениях между мужчиной и женщиной — он с ходу рисует контрасты, присущие драме. Здесь любовь роковая, страстная, с оттенком боли. И думаю, что такие чувства, когда либидо полностью отключает разум, были в жизни многих из нас.

Случайная встреча двух некогда близких людей — Николая Алексеевича и его бывшей любовницы Надежды — заставляет их сердца биться громче. Казалось бы, время и долгая разлука усыпили эмоции, погасили огонь — но нет. Тлеющие под пеплом тридцатилетней давности искры готовы вот-вот разгореться в стихийное пламя…

КЛАССИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ

Сюжет рассказа совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Пожилой военный Николай Алексеевич, проезжая осенним днем по тульской дороге, останавливается в небольшой уютной и приятной гостинице. Когда же гость встречает на пороге владелицу гостиницы, то узнает в ней свою бывшую возлюбленную, крепостную Надежду. С последней их встречи прошло тридцать лет, теперь Николаю Алексеевичу под шестьдесят, а Надежде сорок восемь.

В разговоре выясняется, что Надежда не была замужем и всю жизнь продолжала любить и ждать Николая Алексеевича

Такая сила чувств и преданность женщины пугают военного, и он, сперва оробев, пытается после собраться с силами, чтобы поскорее уехать вновь. Впрочем, он остается честным по отношению к Надежде и откровенно рассказывает ей, что был женат по большой любви, но супруга ему изменила и, опозорив, бросила, оставив ему сына-наследника.

Да и сын, которого Николай Алексеевич обожал, вырос негодяем и мотом, без сердца, без стыда и без чести. И в этой неудавшейся семейной жизни Николай Алексеевич видит божье наказание за то, как дурно он обошелся когда-то давно с Надеждой. Мужчина снова уезжает, ведь для него Надежда навсегда останется хоть и любимой, но «не ровней».

ЧУВСТВА БЕЗ УСЛОВИЙ

Будучи дворянином или, как принято говорить сейчас, «представителем элиты», Николай Алексеевич без труда соблазняет красавицу-служанку. Заманчивые отношения без обязательств, в которых он, благодаря своему социальному статусу, воспринимается женщиной как господин, льстят его мужскому эго.

Вдоволь насладившись любовной связью, он отправляется в свой дальнейший жизненный путь без страстной и беззаветно любящей Надежды. Разумеется, со стороны женщины это выглядит как предательство, но и ему она находит какие-то необъяснимые с точки зрения здравого смысла оправдания, продолжая любить того, кто ее бросил без лишних объяснений.

Потом он остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

— Замужем, говоришь, не была?

— Нет, не была.

— Почему? При такой красоте, которую ты имела?

— Не могла я этого сделать.

— Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

— Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.

Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

— Все проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная.

Через это определение отношений, озвученное главным героем, Бунин рисует эмоциональную пропасть и обреченность, на которых была изначально основана связь бывших любовников. И то, что правда эта открылась спустя столько времени, тоже неслучайно. Романтический ореол, созданный Надеждой, — это попросту иллюзия, которой она продолжала жить все это время.

Возможно, барин стал ее первым мужчиной, и эта болезненная привязанность не давала ей построить полноценные отношения с другими представителями противоположного пола. Женщина продолжает любить, ничего не требуя взамен. То есть она сама разрушает свою жизнь.

Но что лежит в основе этого губительного чувства? Жажда мести, желание доказать, что она может позаботиться о себе сама и без мужа? Все это идеально укладывается в одну крылатую фразу «Любят не за что-то, а вопреки всему».

Вполне вероятно, что у Надежды был синдром Адели — сильная эмоциональная зависимость, патологическая любовная одержимость, болезненная и продолжительная страсть.

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО

А что происходит в наши дни? И как миллениалы и зумеры относятся к возвращению к своим бывшим партнерам? По данным VK-знакомства, каждый пятый участник опроса готов вернуться к экс-возлюбленным.

Интересно, что мужчины задумываются об этом гораздо чаще женщин — 27% против 17%. 15% опрошенных не смогли дать точного ответа, зато большинство в виде 65% определенно не хотели бы возвращать прошлые отношения.

Изредка переписываются или пересекаются с бывшими 31% опрошенных, и лишь 13% поддерживают дружеские отношения. Реже всего к этому склонны зумеры, а чаще всего — миллениалы от 35 до 44 лет.

Любопытно, что мужчин гораздо больше волнует, что любимая втайне сравнивает его по всем основным критериям со своим предыдущим партнером. И эта скрытая ревность часто становится причинами ссор и конфликтов. Поэтому психологи рекомендуют представительницам прекрасного пола не рассказывать о прошлых отношениях своему мужчине. Пусть это все останется исключительно в вашей памяти, а лучше — в прошлой жизни навсегда.

УБЕГАЯ ОТ ПРОШЛОГО

К слову, Николай Алексеевич выбрал тот же метод — он забыл о существовании Надежды. И если бы не их случайная встреча — никогда бы и не вспомнил. То есть мужчина свой выбор сделал еще тогда, тридцать лет назад. А вот Надежда: «Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было… Сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды одной, уж не говоря обо всем прочем… Когда я вас Николенькой звала… И все стихи мне изволили читать про всякие „темные аллеи„“.

От такого признания Николаю Алексеевичу становится совсем жутко, и он, отворачиваясь к окну, просит: «Уходи, пожалуйста». Нет, его терзают не муки совести, а страх того, что женщина захочет взять свое теперь, когда уж он свободен и стар. Ему гораздо комфортнее оставить ее там, в своем прекрасном прошлом, где «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…» И мельком допуская мысль о том «Что, если бы я не бросил ее?», он тут же сам и отвечает на свой вопрос «Какой вздор!»

Так он расстается с ней во второй раз, и теперь уж, думается, безвозвратно.

ОБИДА — ЭТО ПРИЧИНА ПОМНИТЬ

Нередко причиной вернуться в прошлые отношения становится невысказанная обида, поверьте, не стоит недооценивать огромную силу задетых чувств. Эта пассивная агрессия способна вызвать не только затяжную депрессию, но и подорвать ваше физическое здоровье.

Обида напрямую связана с нервной системой, и именно от нее можно получить «букет» различных трудноизлечимых заболеваний. Именно поэтому крайне важно научиться прощать и отпускать. Помните, что прощение — это дар не для того, кто вас обидел или унизил, — оно в первую очередь нужно вам самим. Избавьтесь от этого гнетущего, тяжелого груза и живите счастливой, наполненной правильными смыслами жизнью.

«Последний классик русской литературы» Иван Бунин (1870—1953) считал цикл рассказов «Темные аллеи» своим лучшим произведением. Очарованный загадочностью женских характеров и поступков, он создал целую галерею бессмертных образов. В центре его повествования судьбы и переживания совершенно разных главных героинь. Здесь есть и первая трепетная любовь, и мимолетное дорожное увлечение, измена, изнасилование, и, конечно, размышления о жизни и смерти, родной природе и русской идиллии, потерянной где-то на изломе XX века.

Иван Бунин «Темные аллеи» (ЭКСМО, 2024)
Реклама. www.chitai-gorod.ru
Марина Аржиловская

Писатель, журналист, библиотерапевт