Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Иногда симпатия может перерастать в одержимость, когда влюбленный человек буквально растворяется в объекте своей страсти и перестает видеть смысл жизни без него. Специалисты называют такой феномен синдромом Адели — расстройством психики, связанным с болезненной привязанностью. Разбираем, чем он опасен и кто имеет к нему предрасположенность.
Синдром Адели — это эмоциональная зависимость, которой характерны навязчивая любовная страсть, нереалистичные ожидания и преследования возлюбленного в надежде на взаимность. Хотя синдром Адели не входит в Международную классификацию болезней (МКБ), в психологии его относят к крайней степени эротомании.
Свое название феномен получил от Адель Гюго — дочери французского писателя Виктора Гюго, которая стала первой пострадавшей от этого расстройства. После переворота в 1851 году она с семьей переехала из Парижа на Нормандские острова, где встретила британского офицера Альберта Пинсона. Влюбившись в него, но не найдя взаимности, девушка начала преследовать возлюбленного и даже уверяла всех в их скорой свадьбе. При этом Пинсон не разделял чувств девушки и отвергал ее, а вскоре и вовсе сыграл свадьбу с другой.
Безответная любовь свела Адель с ума, и вскоре родители отправили ее в психиатрическую больницу, где она провела всю оставшуюся жизнь – более 20 лет. Вылечить девушку не смогли: по некоторым данным, она до последнего дня вспоминала Пинсона и даже в последние минуты произносила его имя.
Причины синдрома Адели
В психологии синдром Адели имеет еще одно название — обсессивное любовное расстройство, предпосылками которого могут стать детские травмы и особенности характера:
неудовлетворенные потребности в любви, внимании и заботе со стороны родителей в детстве: человек будет пытаться восполнить эти дефициты через привязанность к возлюбленному(-ой);
постоянные ссоры и агрессия в семье, где вырос человек;
психотравматический опыт — например, сама Гюго тяжело переживала смерть сестры;
излишняя интровертность и низкая самооценка — зачастую таким людям сложно взаимодействовать с окружающими, так как они склонны к замкнутости и неуверенности в себе;
психические заболевания или предрасположенность к ним — пограничное расстройство личности, проблемы с привязанностью, нимфомания.
Специалисты выявляют несколько стадий развития синдрома Адели:
Вначале человек делает все, чтобы привлечь внимание и завоевать расположение своего возлюбленного;
После он становится буквально одержим своей страстью, зацикливается на любимом и отказывается общаться с другими. На этом этапе ради внимания возлюбленного человек может прибегать к различным манипуляциям и даже угрозам самоубийства;
На последней стадии синдром приводит к полному расстройству психики.
На последней стадии лечить психику человека, пострадавшего от синдрома Адели, практически невозможно — специалисты способны лишь облегчить состояние. Именно поэтому выявить болезненную привязанность лучше на ранних стадиях.
Вот некоторые признаки синдрома Адели, которые могут помочь в диагностике:
желание постоянно находиться рядом с любимым человеком;
отсутствие интереса к тому, что не относится к объекту любви;
желание оградить человека от взаимодействия с другими и преследование его;
излишняя и необоснованная ревность;
отказ от других отношений и отсутствие личной жизни;
депрессивное состояние: отсутствие аппетита, проблемы со сном, резкие перепады настроения
романтизация образа любимого человека.
Как лечить синдром Адели
Помочь справиться с синдромом Адели может опытный специалист — без психотерапевтического лечения справиться с ним практически невозможно. При этом обратиться за помощью лучше как можно скорее, так как в противном случае состояние может ухудшиться.
Обычно для лечения синдрома Адели используют методы когнитивно-поведенческого подхода или терапии принятия и ответственности. Помимо профессиональной помощи, можно попробовать следующие способы:
1. Разорвите контакты
Максимально оградите себя от взаимодействия с возлюбленным: удалите совместные фотографии, избавьтесь от всех вещей, которые могут напоминать о нем.
2. Смените обстановку
Смените обстановку на неопределенный срок: стоит рассмотреть вариант переезда, чтобы создать физическую дистанцию и получить новые впечатления.
3. Сфокусируйтесь на собственной жизни
Сосредоточьтесь на личной жизни и приведите ее в порядок: максимально углубитесь в работу или учебу, возьмите новые проекты, найдите интересные хобби, которые могут отвлечь вас и принести радость. Это поможет вам отвлечься от навязчивых чувств и перенаправить энергию на что-то позитивное и продуктивное.
4. Предупредите близких
Попросите их не напоминать о любимом человеке и не критиковать ваши действия. Выберите совместный досуг и проводите больше времени вместе
Известные примеры синдрома Адели
Тема болезненной привязанности, переходящей в безумие, популярна в творчестве. Например, история любви Адели Гюго и Альберта Пинсона легла в основу фильма французского режиссера Франсуа Триффо «История Адели Г.» (1975).
В классической литературе также существуют примеры, где у героев в той или иной степени можно найти признаки синдрома Адели:
Главный герой повести, г-н Желтков, долго и безответно влюблен в замужнюю женщину и всевозможными способами пытается добиться ее внимания: пишет ей письма, преследует ее, следит за ней. Он одержим своими чувствами и не видит смысла жизни без своей возлюбленной: когда Желтков осознает, что их любовь невозможна, герой кончает жизнь самоубийством.
В этом романе синдром Адели можно диагностировать у Вертера — бедного юноши, который страдает от своего положения и убегает от реальности в мечтах о своей возлюбленной, прекрасной Шарлотте. Однако она уже обручена с другим. Не в силах справиться с чувствами, Вертер решает покончить с собой.
В 13 лет главная героиня новеллы влюбилась в господина Р. и всю жизнь была одержима им: отвергала ради него всех, целовала вещи, к которым он прикасался, караулила его у окон. При этом сам возлюбленный не разделял ее чувств и, более того, не помнил ее имени и внешности.