Магазин на диване

Для многих из нас покупки в интернете — это способ борьбы со стрессом. «Добавляя вещь в корзину товаров, я наслаждаюсь, у меня появляется ощущение праздника, — признается 34-летняя Вера. — Шопинг в Сети помогает отвлечься от серых будней, и это так просто!»

Такая реакция свойственна многим: когда мы обнаруживаем в Сети самое выгодное, как нам кажется, предложение, в организме вырабатывается дофамин — гормон радости, которого иногда так не хватает! Но каковы последствия такого простого способа получить удовольствие?

Слаб и немощен

Прошлогодняя изоляция заставила многих освоить онлайн-шопинг и начать покупать привычные вещи новым способом. Кто-то втянулся и полюбил этот метод, кто-то с удовольствием при первой возможности вернулся в торговые центры. Но трудно отрицать: онлайн-шопинга в нашей жизни стало больше.

Главный его плюс — совершать покупки можно не выходя из дома, практически без отрыва от других дел, что значительно экономит время. В корзине отражается итоговая сумма, и можно прикинуть, что из выбранного заказать сразу, а что оставить на потом. В Сети быстро находятся недостающие размеры, а не понравившиеся после примерки вещи можно вернуть: все как в обычном магазине, и даже проще.

Для тех, кто осознанно подходит к расходам и легко контролирует свои желания, онлайн-шопинг — один большой плюс. Но для всех остальных — скорее минус. «Простота покупок в интернете, когда товар можно купить в два клика, играет на наших слабостях, — говорит эксперт по личным финансам, блогер, автор проекта «Девушка с деньгами» Анастасия Веселко. — Стоит подруге выложить ссылку на косметический бренд, как спустя пару минут мы обнаруживаем себя на сайте производителя с корзиной ненужных нам кремов».

Нечем заняться вечером? На выручку приходят онлайн-магазины. Сначала мы заходим туда не ради того, чтобы что-то купить, а просто посмотреть, но нас ожидают скидки и бонусы. Кто не захочет получить два товара по цене одного или что-то «в придачу»?

«Перечеркнутая цена на всех действует одинаково, — говорит Анастасия Веселко. — В некоторых интернет-магазинах действительно товары дешевле, чем в обычных. Но и здесь может ждать подвох: вы приходите с целью купить кофточку определенного бренда, а уходите не только с ней, но и с корзиной дешевых и ненужных вещей».

Магазин на диване

В погоне за трендами

Рассылки новостей от магазинов по электронной почте тоже на первый взгляд кажутся безобидными, однако это не так. «Когда мы подписываемся на рассылку онлайн-магазина или аккаунт бренда в социальной сети, начинает казаться, что новые вещи и покупки — это важная часть жизни, что заявленные тренды значимы и без них сейчас никуда, — объясняет Анастасия Веселко. — Это происходит потому, что мы ежедневно видим красивые картинки и моделей в обновках. Соцсети создают ощущение, что эта вещь есть у всех, кроме вас, и с этим надо что-то делать».

Избавить от этого малоприятного чувства может вовсе не покупка, а отписка от магазинных рассылок и аккаунтов, засоряющих наше и без того захламленное информационное поле. А если мы захотим купить новый тренч, достаточно зайти на несколько страниц, добавленных в закладки, чтобы познакомиться с последними модными тенденциями.

И прежде чем оплатить заказ, стоит максимально критично рассмотреть все товары в корзине. «Оформляя покупки в онлайн-магазинах, мы сразу видим всю стоимость заказа, и это значительно удобнее, чем в торговых центрах, — говорит блогер. — В мегамоллах, пройдясь по нескольким точкам, мы часто мысленно округляем стоимость покупки с 3300 рублей, например, до трех тысяч, а с 2700 — до двух с половиной. А потом удивляемся, что потратили намного больше, чем рассчитывали.

Пусть вещь полежит в электронной корзине, загляните туда позже. Как правило, возвращаясь на сайт спустя некоторое время, мы понимаем, что эта вещь нам совсем не так нужна, как казалось».

Еще один лайфхак: никакого шопинга после 18:00. Наша способность к самоконтролю слабеет к вечеру, показывают и самонаблюдение, и многие исследования. В это время трудней удержаться от разных искушений: от лишнего пирожного или ненужной покупки. «Одна из моих подписчиц заметила за собой, что онлайн-шопинг — это вечерняя забава, когда все дела переделаны и можно вознаградить себя за тяжелый день.

И так делают многие: обычный магазин в это время уже был бы закрыт, а здесь — круглосуточный доступ к тысячам товаров. Стоит, однако, помнить о том, как выматывает выбор из такого обилия предложений. Поэтому вечером гаджет лучше отложить подальше и взять, например, хорошую книгу», — рассказывает эксперт по финансам.

33 удовольствия

Алина Галанцева, психолог

Основную часть прибыли любого продавца составляют импульсивные покупки. Маркетологи давно заметили, что в серый дождливый день онлайн-заказов значительно больше. Но мы не должны терять бдительность, если не хотим терять деньги.

  1. Мы не обязаны реагировать на бонус. Иногда вместе с заказанными товарами нам присылают что-то бесплатно, на пробу. Это может быть и косметический пробник, и промокод, и несколько глав из ожидаемой книжной новинки. В детстве учат вежливо говорить «спасибо» и по возможности дарить что-то в ответ, но это относится к близким отношениям, а не к продажам, напомните себе об этом. Если у нас возникает сильное ощущение неловкости или желание купить товар в благодарность за то, что вам подарили пробник, эти реакции могут говорить о низкой самооценке, ее можно поднять, проработав вопрос со специалистом. Если у распродажи есть срок, а напротив товара тикает таймер с временем, то рука словно сама нажимает «Купить».
  2. Не позволяйте себе действовать автоматически. Когда вы начнете замечать такие уловки и не поддадитесь, мысленно похвалите себя за сильную волю и смело оформляйте заказ только с нужными товарами. Еще одна уловка — скидки и бонусы. Попробуйте мысленно представить себе, купили бы вы этот товар за полную стоимость. Нужна ли вам эта вещь по-настоящему. Если да, то не сомневайтесь в покупке, а если нет, возьмите небольшую паузу для того, чтобы принять взвешенное решение». Положительный эффект от скидки будет тогда, когда она распространяется на действительно необходимый вам товар, например книгу, которую вы давно искали, или зимний комбинезон ребенку, удачно купленный летом.
  3. Попробуйте технику «33 удовольствия»: выпишите на листок бумаги или в телефонные заметки то, что может быстро поднять вам настроение и в то же время не зависит от денег и окружающих. Если вещь рекламирует кто-то значимый для вас, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, а на выдохе подумайте: насколько это истинное желание, а не попытка быть не хуже других.
Магазин на диване

Салат вместо эклера

Рынок интернет-торговли за 2020 год вырос в полтора раза, онлайн стало возможно купить почти все — от печенья до квартиры. «Чтобы бизнес был успешным, нужно понимать своего покупателя, а делать это позволяют данные о том, как он ведет себя на сайте продавца, в социальных сетях и в поисковиках, — рассказывает консультант по маркетинговым коммуникациям, социолог Ксения Касьянова, — то есть везде, где пользователь согласился на сбор данных.

Все эти данные позволяют не только анализировать потребности, но даже предсказывать и предвосхищать их. Поэтому пользователь в интернет-рекламе получает предложения, которые интересны именно ему, а скидки и подарки, тоже зачастую адресные, позволяют продавцам еще больше увеличить продажи.

Так что контроль финансов — физических или электронных — по-прежнему остается навыком, который жизненно необходим любому покупателю. Как шутят маркетологи, нет более опасного покупателя, чем муж со списком продуктов: он не совершает импульсивных покупок».

Вывод сделать не трудно: чтобы противостоять соблазнам интернет-магазинов, следует заранее точно определить, что нам нужно, а не блуждать по сайтам в поисках «чего-нибудь». В интернет-магазинах все рассчитано на быструю покупку: клиент не должен уйти с пустыми руками. Но стоит задать себе вопросы: можем ли мы не покупать это? На что лучше потратить эти деньги?

«На 15 тысяч рублей можно купить не только пару кофточек и джинсы: они могут превратиться в билет на самолет, поход в Большой театр, в поездку в дом отдыха на выходные, — размышляет Анастасия Веселко. — Точная сумма может переключить наше внимание на что-то более классное, что вы давно хотели и на что не хватало».

Совершать лишние покупки мы будем в любом случае. Но задача в том, чтобы делать это реже и научиться получать больше удовольствия от денег. «Здесь как с питанием — нельзя постоянно питаться только здоровыми продуктами, — говорит эксперт. — Но если обращать на это внимание, вы все-таки будете чаще брать салат, чем эклер». Недаром еще Маргарет Тэтчер говорила, что деньги нужно тратить только на две вещи в жизни — образование и впечатления.