Следствия
В одну из крупнейших детских больниц столицы доставили ребенка. Анализы были очень плохие, мать добилась от местных чиновников квоты и привезла малыша в Москву. Врачи онкологического отделения провели лечение — по их прогнозам, выбранный протокол должен был привести к положительной динамике. Однако анализы больного по-прежнему показывали печальную картину.
За бюджетные деньги его вместе с мамой отправили на лечение в Германию. И то ли порядок там был такой, а то ли немецкие врачи уже встречались с подобным, но мать и ребенка разделили. Практически насильно, вопреки воплям родительницы и угрозам подать на всех суд. Довольно скоро анализы у ребенка стали идеальными. А мать неожиданно исчезла.
Синдромом Мюнхгаузена названо расстройство психики, при котором человек искусственно вызывает у себя или симулирует симптомы заболеваний, стремясь получить всеобщее внимание, попасть на обследование или даже операционный стол. Впервые он был описан специалистами в 1951 году. В ситуациях, когда матери вызывают такие симптомы у ребенка, говорят о медицинском абьюзе. Эту форму синдрома психиатры начали исследовать с конца семидесятых.
Еще одна нашумевшая история легла в основу сценария сериала «Притворство» (The Act). Мать годами обманывала свою дочь, убеждая ее, что та тяжело больна. Ребенок пережил несколько операций, не вставал с инвалидной коляски, питался через трубочку и выносил множество медицинских процедур, которые, проведенные без основания, можно было бы назвать пыткой.
Благодаря этому мать получала внимание, субсидии, бесплатные авиабилеты и прочие «бонусы», у нее брали интервью и восхищались безропотностью, с которой та «самоотверженно» посвящала жизнь больной дочери.
Став взрослой, девушка поняла, что росла во лжи. Но она по-прежнему ощущала себя заложницей материнских манипуляций. Единственной отдушиной стало общение в интернете, однако и там она не решалась написать правду. Да и поверили бы ей? В конечном итоге девушка сговорилась с виртуальным бойфрендом, и тот убил ее мать. В тюрьме она сказала, что чувствует себя гораздо свободнее, чем всю предыдущую жизнь.
Причины
Что приводит женщин к такому чудовищному «материнству»? Важную роль играет привязанность — та ее форма, которая десятки лет назад сложилась между абьюзером и ее собственной матерью.
Подавляющее большинство таких женщин имело в детстве тревожно-амбивалентную (тревожно-избегающую) привязанность. Она формируется, когда потребности младенца не учитываются и для значимого взрослого удовлетворение его нужд значения не имеет.
Ребенок приспосабливается, находит способы быть рядом, урезая проявления своих эмоций и игнорируя собственные потребности, живя в постоянном страхе отвержения со стороны матери. Его поведение в итоге может выглядеть как демонстративное избегание, холодность или неготовность к контакту, особенно физическому. Проще говоря, эти женщины росли, не зная, что им достанется от матери через минуту — кнут или пряник.
Очевидно, что это не могло не оказать влияния на их психику. Но для того, чтобы от нездоровой привязанности перейти к психическому заболеванию, одного фактора недостаточно. Другой важный момент — детский опыт встречи со смертью и болезнями в прошлом абьюзера.
При тревожно-амбивалентной привязанности зачастую только нездоровье ребенка могло привлечь внимание матери. В большинстве случаев матери с делегированным синдромом Мюнхгаузена выросли в семьях, где заболевания могли использоваться для манипуляций окружающими. Нередко и сами абьюзеры не только приписывали детям многочисленные диагнозы, но и сами использовали поддельные медицинские документы для привлечения внимания.
Очевидно, что не все, кто вырос в подобных условиях, страдают расстройством психики и применяют медицинское насилие. Точно так же и поиски объяснения такого жестокого поведения не могут, не должны служить оправданием.
Ничто не вернет нормального, здорового детства тем, кто пострадал от матерей с синдромом Мюнхгаузена. Однако подумать об истоках проблемы необходимо для того, чтобы еще раз вспомнить — все, что происходит в жизни, связано. А внутри каждого чудовища может прятаться маленький, испуганный, нелюбимый ребенок.