«Мозг. Инструкция по применению. Как противостоять стрессу, используя новые знания о мозге»

За последние десятилетия наука продвинулась так далеко, что это и восхищает, и смешивает все наши прежние представления. Что же мы все-таки точно знаем о мозге?

  1. Каждый раз, когда мы собираемся что-либо припомнить, мозг заново конструирует наши воспоминания. То есть не существует консервации и «надежного» способа хранения воспоминаний в неизменном виде, а значит, воспоминания могут изменяться.
  2. Наш мозг уже имеет готовые решения всех проблем — просто мы не всегда способны их осознать. Сами же решения принимаются за 3-10 секунд до того, как мы осознаем, что принимаем их. И это при том, что за последние 10 000 лет мозг человека принципиально не изменился.
  3. Мозг обладает нейропластичностью — способностью меняться под воздействием полученного опыта и новых знаний и восстанавливать функции после повреждений.
  4. Мозг мужчины и женщины кардинально не отличается. Наши представления, что у мужчин лучше развито левое полушарие, а значит, они более рациональные, а у женщин — правое, и они более творческие, — не более чем миф.
  5. Мы используем практически все части мозга, и они почти всегда активны. Ученые неоднократно опровергали миф о том, что мы задействуем только 10% мозга.

В наших интересах сделать так, чтобы мозг работал максимально эффективно. При этом общее социальное напряжение возрастает, с ним повышается и тревожность. Темп обработки и само количество информации также постоянно растут. Приходится задаваться вопросом: и что же со всем этим делать?

Существуют доступные способы поддержки и совершенствования мозга за счет интеграции правого и левого полушарий. Например, иногда мы можем выполнять левой рукой действия, которые обычно совершаем при помощи правой. Или писать не той рукой, которой делаем это с раннего детства. Так мы «заводим» новые нейронные связи, что положительно сказывается на состоянии мозга.

В целом очень полезно придумывать новые задачки для мозга: например, ходить на работу непривычными маршрутами или разрабатывать для себя челленджи: делать то, что мы хорошо умеем, нестандартным способом.

Помимо прочего специалисты рекомендуют такие простые способы сохранения умственной гибкости, как решение кроссвордов и математических примеров. Также можно учить стихи, сочинять сказки и истории, осваивать новые иностранные языки.

Поскольку лишнее напряжение всегда закрывает двери креативности, важно тренировать концентрацию внимания и использовать методы сохранения покоя. Так, практики осознанности и медитации позволят разгружать мозг от избыточной информации, ускоряя процесс усвоения необходимых знаний.

Не менее важны для здоровой работы мозга крепкий и комфортный сон, правильное и своевременное питание, а также физическая активность.

Алла Радченко

Об эксперте

Алла Радченко — кандидат медицинских наук, доцент, врач высшей категории, консультант по психотерапии Медицинского центра Управления делами Президента РФ.