«Наша слониха»
Певица Бейонсе вышла на сцену во время одного из своих концертов в цветах российского триколора — и сочетание синего, белого и красного цветов моментально привлеклио внимание русскоязычных пользователей соцсетей, которые превратили образ певицы в мем, а самой артистке предложили выступить в России.
Вероятно, сама Бейонсе не собиралась демонстрировать триколор во время шоу, а совпадение цветов оказалось лишь случайностью, но X/Twitter ее даже назвали «нашей слонихой» — так в интернете называют тех, кто отличается любовью к родине и не боится выражать свои взгляды (в эту категорию в разное время также
Вскоре Бейонсе и сама стала героем мемов. Например, фанаты добавили певицу Татьяну Куртукову, автора хита «Матушка», на скриншот из клипа Telephone, который Бейонсе выпустила совместно с Леди Гагой еще в 2009 году. Интересно, что ни песня, ни видео так и не получили продолжения, которого так ждали поклонники артисток, но теперь, как они сами шутят, их мечта может осуществиться.
С фотографией певицы в цветах российского флага вскоре вышли и печатные издания — например, «Вечерняя Москва». Часть пользователей даже посмотрела другие выступления Бейонсе на концертах и обратила внимание на сходство некоторых ее песен с хитами группы Любэ. «Сначала пусть ночью вдвоем с конем по полю пройдет и выяснит, почему так в России березы шумят. На жизнь в России надо еще заработать», — размышляет один из пользователей X/Twitter.
Впрочем, образ Бейонсе вызвал и негодование. «Какая же она тупая, я не могу. То есть никто из ее гигантской команды не подумал, что что-то не так», — возмутилась пользовательница под ником @blokalike.
В обсуждении этой точки зрения комментаторы, по всей видимости, пришли к единодушному мнению: белый, синий и красный есть не только во флаге России, но и США, поэтому жители каждой страны по-своему видят их сочетание. «Действительно! Бейонсе сидит, выбирает патриотические цвета своей страны и такая: „А что русские про меня подумают?!“ Кстати, думать, что все о вас, про вас, для вас, мимо вас — это очень схожая черта между россиянами и американцами», — иронично заметили в соцсетях.
Комментарий психолога

Клинический психолог, нейропсихолог
Историю с «триколором», который использовала Бейонсе в своем выступлении, с точки зрения психологии можно объяснить феноменом под названием апофения. Дело в том, что люди постоянно ищут закономерности и смысл в том, что происходит вокруг них. Это нормальная особенность нашего мышления. Но иногда мы находим связи даже там, где их на самом деле нет, — такой психологический феномен и называется апофенией.
Что такое апофения
Апофения сама по себе не является заболеванием, но может быть симптомом психиатрических расстройств. Термин был введен немецким неврологом и психиатром Клаусом Конрадом в 1958 году: он использовал его для описания процесса, при котором его пациенты раз за разом фиксировали связи между событиями или объектами, которой на самом деле не существовало.
Последующие исследования этого феномена привели к предположению, что апофения уходит корнями в эволюцию человека, когда распознавание закономерностей, связанных с добычей пищи, хищниками или размножением, обеспечивало преимущество в выживании.
Ученые из Гарварда и Хельсинского университета выявили простую закономерность: когда ошибиться в одну сторону безопаснее, чем в другую, эволюция будет поощрять «ошибки в безопасную сторону». Они даже вывели формулу: pb > c. Это означает, что какое-то поведение будет сохраняться, если цена этого поведения (c) меньше, чем вероятность получить пользу (p), умноженная на размер этой пользы (b).
Простой пример: представьте древнего человека, который слышит шорох в траве
Что это может быть? Если подумать «это хищник», и убежать, а на самом деле это был просто ветер — ничего страшного, просто зря потратил энергию. Неприятно, но не критично. Но если подумать «это ветер» и остаться, а на самом деле это хищник, — можно погибнуть. Получается, что лучше сто раз убежать от ветра, чем один раз не убежать от хищника.
Мы не можем всегда корректно определять причинно-следственные связи всех событий вокруг, поэтому мы часто объединяем их с беспричинными. Несовершенный механизм поиска закономерностей — это побочный эффект нашего стремления избегать опасных ошибок.
Как проявляется апофения
Парейдолия
Это самый распространенный вид апофении. Он заключается в том, что человек видит формы, узоры или изображения в случайных или не связанных между собой объектах. Например, он может видеть лица в тостах, или слона в облаках или чудовище на дачном ковре на стене.
Ошибка игрока
Это ошибочное убеждение в том, что событие, которое уже произошло, с меньшей вероятностью произойдет снова. Например, считается, что если монета несколько раз подряд выпадает орлом, то при следующем подбрасывании она с большей вероятностью выпадет решкой, хотя вероятность любого из этих событий, 50 на 50, остается неизменной.
Теории заговора
Сложные объяснения несвязанных между собой событий, часто включающие в себя тайные заговоры или скрытые намерения, строятся на основе случайных событий, например, тех, о которых сообщают в новостях. Несмотря на довольно известные политические взгляды Бейонсе, которая поддерживает Демократическую партию США и была сторонницей Камалы Харрис на президентских выборах в США в 2024 году, ей все равно приписали поведение, которое скорее бы демонстрировало противоположные, республиканские взгляды. Все это — лишь только из-за совпадения по цветовой гамме ее наряда с российским триколором.
Исследования показывают, что люди склонны проявлять повышенную апофению в моменты большой неопределенности и хаоса — возможно, на этот случай с Бейонсе повлияла и общая тревожная ситуация в стране, и вполне понятное желание объединиться вокруг «радостного события».
Чем опасна апофения
Апофения может иметь серьезные последствия в реальной жизни: она может заставить нас принимать решения, основанные на ложных предположениях или убеждениях, что может иметь серьёзные последствия для нашей жизни.
Например, в финансовой сфере трейдеры и инвесторы могут видеть закономерности в данных фондового рынка, которых на самом деле нет, и на основании этого принимать неверные инвестиционные решения. В сфере здравоохранения пациенты могут неправильно интерпретировать симптомы или медицинскую информацию и прибегать к неподходящим методам лечения.
Что делать, чтобы не стать ее «жертвой»? Развивать критическое мышление и быть скептиком — так мы сможем лучше контролировать влияние апофении на нашу жизнь и принимать более рациональные решения.