Кадр из фильма «Мой король» | Источник: Кинопоиск

Кадр из фильма «Мой король»

Фото

Кинопоиск

Каким бывает нарциссизм

Первичный

Это естественная стадия развития младенца, когда вся либидинозная энергия направлена на себя. Ребенок воспринимает себя как центр мира. Это нормально для раннего детства и даже необходимо, чтобы сформировать базовое ощущение «Я»: «Я есть, я важен, я достоин внимания».

Вторичный

Он возникает, когда либидо, раньше направленное на внешние объекты (людей), зацикливается на себе. Так происходит, когда ребенок терпит «крах» в отношениях с первичным объектом: если мать отвергает, обесценивает, игнорирует — ребенок как будто «уходит в себя», восстанавливая ощущение собственной ценности через фантазии, контроль, грандиозность.

В чем разница между нарциссом и нарциссической жертвой

Нарцисс и нарциссическая жертва — это не две противоположности, а две стороны одной и той же раненой внутренней динамики. У них общее ядро — нарциссическая травма.

  • Нарцисс: не был увиден и признан как субъект и выстроил «псевдо-грандиозное „Я“», чтобы казаться тем, кем восхищаются.

  • Жертва: тоже не была увидена, но пошла в другое решение — стать тем, кого любят, любой ценой.

И тот, и другой не знают, кто они на самом деле. Один — активный полюс грандиозности и контроля, второй — пассивный полюс самоотрицания и зависимости. Но оба крутятся вокруг одного и того же пустого «Я», которое не выдерживает себя без внешнего зеркала.

С точки зрения теории объектных отношений (Кляйн, Фейрберн, Винникотт) обе фигуры — это продукт раннего нарушения отношений с материнским объектом. Ребенок не встретил в родителе (чаще — в матери) достаточно живого, внимательного, чуткого отклика на свое настоящее «Я». Не было «зеркала», в котором он мог бы увидеть: «Я есть, я важен, я чувствую, и это нормально».

Родитель не выступает как «отражающий объект», который способен эмоционально отразить внутренний мир ребенка.

  • Когда ты смеешься — мама улыбается в ответ.

  • Когда ты расстроен — тебе говорят: «Ты сейчас злишься, это обидно», а не «Перестань реветь».

  • Когда ты гордишься собой — взрослый не завидует, не «гасит», а говорит: «Ты молодец!», «Я вижу, ты справился!»

Ведь через это отражение ребенок узнает: «Я — это я. Мои чувства реальны. Я существую».

Что формирует нарциссическую динамику

1. Отстраненная мать

Она физически рядом, но эмоционально холодная или занята собой. Это разрыв в самом основании психического полотна — в том, на чем строится ощущение «я есть, я живой, я имею право быть». Ребенок не может «собрать себя» в цельную структуру. Он не знает: где я? какой я? кто я, если никто не смотрит?

Внутри — обрывки идентичности, хаотичные состояния, бессознательное ощущение нереальности себя. Наружу — маски, адаптация, попытки «быть кем-то» ради хоть какого-то отклика.

Постоянный нарциссический голод: «Если тебя не видят, ты не можешь видеть себя». Возникает либо болезненная зависимость от внешней оценки (лайки, признание, успех), либо глубокая апатия и ощущение бессмысленности: «Зачем вообще что-то делать, если это все равно никому не нужно?» Это основа нарциссических и пограничных расстройств.

2. «Зеркало наоборот»

То, что является естественным процессом развития ребенка, — чего-то не уметь, не знать, не понимать — высмеивают, критикуют, игнорируют, принижают. В норме ребенок всегда сталкивается со здоровым нарциссическим унижением. Да, такое бывает. Это опыт, где «грандиозное инфантильное „Я“» при столкновении с реальностью дает трещину — но выдерживает. Ведь ребенок априори ограничен, в силу физиологической неразвитости.

Области префронтальной коры, которые отвечают за абстрактное мышление, способность к рациональному мышлению и эмоциональную зрелость, еще не достигли полного развития. Именно поэтому маленьким детям бывает трудно воспринимать большое количество информации, а из-за чрезмерного выбора у них часто происходят истерики.

Общая моторика начинает развиваться к 5 годам, а мелкая — в возрасте 8-9 лет. К 9 годам наблюдается созревание теменных долей головного мозга, что способствует освоению навыков математики и геометрии. Префронтальная кора, отвечающая за рассудительность, развивается последней, и до ее полного формирования дети не способны адекватно оценивать риски или строить долгосрочные планы.

И пока мозг делает свою работу, родителям надо сделать свою: дать ребенку получить опыт проигрыша, где есть пространство для рефлексии, а не стыда

Контакт с собственными ограничениями в реальной жизни, в котором при правильной поддержке взрослых ребенок не рушится, а взрослеет. Именно из этого опыта формируется реалистичное, зрелое «Я», способное на эмпатию, саморегуляцию, контакт.

В нездоровом нарциссическом унижении суть — это удар по «Я» без контейнера, без поддержки, без шанса переработать опыт. Такое унижение ломает, фрагментирует, вбивает в стыд и самоотрицание. Родитель говорит (часто невербально): «Ты никто без меня» или «Ты неудачник, все над тобой смеются». Игнорируют достижения, обесценивают желания.

3. «Зеркало с фильтрами»

Это когда любят, только если вы удобный, успешный, «правильный». По сути, не любят, а одобряют при выполнении условий. Это любовь с припиской: «Будь удобным, и я тебя замечу». В результате включается «нарциссический режим».

  • «Я — то, что я делаю». Ошибка = катастрофа. Идея расслабиться — как личностное разрушение.

  • Постоянная самокритика — внутренний критик сидит на троне и сечет за малейшее «несовершенство».

  • Отчуждение от аутентичного «Я» — ребенок не знает, чего хочет на самом деле. Знает только, чего от него хотят.

  • Страх близости — ведь если меня любят только за маску, то увидят настоящего — отвергнут.

Вырастает псевдоструктура, надстройка, фасад, который человек создает, чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие живого отражения

  • Он начинает жить не изнутри, а снаружи: подстраиваясь, превосходя, доминируя.

  • Он смотрит на себя глазами других: «Как вы меня видите? Нравлюсь ли я вам? Вы же не уйдете?»

  • Он боится быть собой, потому что не знает — а что там внутри вообще есть?

Нарцисс не самовлюблен. Он заброшен. Он «привязан к отражению» — потому что внутри пусто и страшно.

Тест
Тест: Нарцисс ли вы?
1/11

Вы можете влиять на других людей?

Крайне редко

Иногда

Да, проявляю харизму, когда это нужно

Да, мне сложно отказать

Хайнц Кохут утверждает, что нарциссические потребности — это не патология, а часть нормального развития:

  • быть увиденным,

  • быть признанным,

  • быть значимым для другого.

Если эти потребности не удовлетворены — возникает нарциссическая патология.

Нарцисс защищает свое грандиозное «Я» от распада. Это как стеклянный шарик — красивый, но хрупкий. Его истерика или агрессия — это паника на грани разрушения образа себя. Жертва — это тот, кто разрушил свое «Я» сам, чтобы вписаться в чужую структуру. Ее грандиозное «Я» не выдержало конкуренции и ушло в тень. Оба нуждаются в другом человеке, который даст им чувство «я есть», «я целый», «я достойный».

То есть «нарциссический» = «связанный с дефицитом признания и поддержки „Я“», что характерно и для «нарцисса», и для «нарциссической жертвы». И нарцисс, и нарциссическая жертва не умеют быть в контакте с живым объектом: один его использует, другой поглощается им.

Когда ребенка не «слышат», он строит ложное «Я», чтобы соответствовать ожиданиям: «Я буду таким, каким вы меня хотите видеть, лишь бы не исчезнуть для вас»

Но за этим ложным фасадом — брошенное подлинное «Я», одинокое и пустое. Грандиозное же «Я» нарцисса — это фантазия о себе как идеальном, чтобы скрыть ужас: «меня не видели, не ценили, я ничто».

Нарциссическая жертва — это ребенок, с глубинным опытом «Я родился в мир, где никто не показал мне, что быть собой — это нормально и безопасно. Поэтому я стал тем, кого от меня ждали. И забыл, кто я есть».

Нарцисс боится зависимости — и поэтому контролирует, дистанцируется, обесценивает. Жертва боится одиночества — и поэтому терпит, сливается, надеется. Но в основе у обоих: ужас от переживания Себя как пустоты.

В чем заключается помощь при нарциссической травме

Выращивание внутреннего «хорошего объекта»

Вот тут происходит ключевая алхимия. Жертва учится быть себе объектом:

  • видеть себя,

  • поддерживать себя,

  • слышать и удовлетворять свои потребности без внешней валидации.

Формируется «достаточно хорошая мать» внутри. Не спасатель и не критик. А стабильный внутренний голос: «Ты имеешь право. Ты важен. Ты не обязан заслуживать». Это и есть начало субъектности.

Развитие способности быть в близких отношениях без утраты Я

  • Ты можешь быть в близости — и не сливаться.

  • Ты можешь просить — и не чувствовать унижение.

  • Ты можешь уходить — и не разрушаться от одиночества.

  • Это не броня. Это гибкость.

  • Ты знаешь, кто ты. Ты выдерживаешь боль.

  • Ты можешь сказать «нет» — и остаться хорошим

Диляра Ческидова

Психоаналитик, преподаватель и супервизор