Наука быть позитивным

Ответить на вопрос «Зачем быть оптимистом?» несложно. Пожалуй, лучше других это удалось знаменитому политику Уинстону Черчиллю: «Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности».

Кто же такой оптимист? Принято считать им человека, верящего, что в будущем его ждет больше хороших событий, чем плохих, и что его действия приведут к достижению поставленных целей. Но оптимизм проявляется не только в тональности наших прогнозов на будущее, но и в том, как мы воспринимаем события настоящего и прошлого.

Наша жизнь во многом зависит от того, как мы сами ее оцениваем — вкладываем ли мы в происходящее положительный или отрицательный смысл. Первыми об этом начали писать древнегреческие философы-стоики: Эпиктет, к примеру, говорил, что нас расстраивают не наши невзгоды, а то, как мы к ним относимся. Об оптимизме писали Готфрид Лейбниц, Вольтер, Артур Шопенгауэр, эту тему исследовали Даниэль Дефо и Лев Толстой. Вслед за философами и литераторами изучением оптимизма начали заниматься психологи.

Успех и беспомощность

Первым шагом стали исследования психологических механизмов успешности. В середине 1960-х годов американский психолог Джулиан Роттер предположил, что люди, возлагающие ответственность за события собственной жизни в первую очередь на самих себя, как правило, более активны и добиваются большего, чем те, кто склонен винить во всем внешние обстоятельства.

Американского психолога Бернарда Вайнера заинтересовал другой аспект: почему одни люди, столкнувшись с неудачами, быстро сдаются, а другие не прекращают усилий, несмотря ни на что? Он предположил, что это напрямую зависит от того, в чем они видят причину своих успехов и неудач.

В процессе исследований, например, оказалось, что дети, хорошо успевающие в школе, верят, что их достижения — результат их способностей, а случайные провалы связывают с тем, что недостаточно постарались. Те же, кто учится не так хорошо, свой успех объясняют легкостью задачи или случайным везением, а неудачи приписывают недостатку способностей.

Оптимист — активный деятель, который может изменять окружающую реальность и от которого многое зависит

Однако наибольший вклад в понимание оптимизма внес Мартин Селигман — профессор Пенсильванского университета (США). К этой проблематике он пришел через изучение депрессии и пессимизма: его отца парализовало, и Селигман стремился понять, почему спокойный и уравновешенный человек может так быстро потерять интерес к жизни.

С помощью ряда экспериментов Селигман выявил и описал явление так называемой выученной беспомощности у животных и людей.

Суть его состоит в том, что, подвергаясь на протяжении некоторого времени неприятным воздействиям и не имея возможности их контролировать, большинство испытуемых постепенно приходят к выводу о бессмысленности усилий и сдаются. Даже когда возникает возможность избежать страданий, они продолжают пассивно терпеть, не предпринимая попыток что-то сделать.

Эти исследования навели Мартина Селигмана на размышления о том, можно ли с помощью осознанных усилий сформировать оптимистический стиль мышления. Результатом его изысканий стало создание позитивной психологии, которая изучает такие понятия, как «счастье», «оптимизм», «положительные эмоции».

Профессии для оптимистов и пессимистов

Несколько исследований Мартин Селигман посвятил изучению профессий, в которых с наибольшим успехом могли бы реализовать себя оптимисты и пессимисты, и пришел к интересным выводам. Самые подходящие профессии для оптимистов — те, где нужно идти на риск, придумывать, проявлять упорство и находить выход из сложных ситуаций: исследователи и разработчики, планировщики, маркетологи. Совершенно необходим оптимизм страховым агентам: постоянно сталкиваясь с отказами, они должны сохранять настойчивость и не принимать неудачи на свой счет.

Существуют профессии и для пессимистов: бухгалтер, юрист, финансовый директор, бизнес-администратор, инженер по технике безопасности — иными словами, те, в которых важны прежде всего не креативность и напор, а осмотрительность. Вовремя обратив внимание на присущий нам стиль объяснения — оптимистичный или пессимистичный, мы с большей вероятностью сумеем выбрать себе профессию, соответствующую нашим свойствам и отвечающую нашим ожиданиям.

Как мы объясняем себе случившееся

Почему одни люди легко становятся беспомощными жертвами обстоятельств, а другие упорно продолжают сопротивление? Этот вопрос привел Мартина Селигмана к выработке понятия «стиль объяснения» — таким термином он предложил обозначать способ, которым человек привык объяснять себе причины происходящего.

Стиль объяснения может быть оптимистическим или пессимистическим. В стрессовых ситуациях именно от привычного для человека стиля объяснения зависит, сдастся ли он на волю обстоятельств или будет продолжать бороться.

При пессимистическом стиле объяснения негативные события описываются постоянными и универсальными характеристиками («Так будет всегда и со всем, к чему бы я ни прикоснулся»), и наоборот, позитивные события при пессимистическом стиле объяснения рассматриваются как случайные, временные и вызванные внешними причинами.

Напротив, при оптимистическом стиле объяснения негативные события объясняются внешними, временными и конкретными причинами («Так сложились обстоятельства, это быстро пройдет»), а позитивные — как постоянные, универсальные и вызванные личностными причинами, например способностями.

Наука быть позитивным

На чьей стороне преимущества?

Оптимизм — это не просто отсутствие пессимизма, а качественно другое состояние. Оптимист не стремится контролировать все вокруг происходящее, но при этом верит, что он не марионетка в руках судьбы или других людей, а активный деятель, который может изменять окружающую реальность и от которого многое зависит.

Согласно ряду исследований, проведенных в разное время различными учеными (в том числе Мартином Селигманом), оптимисты в среднем дольше живут и лучше поправляются после перенесенных операций, они уверены в себе, а также реже страдают душевными болезнями.

У оптимистов выше удовлетворенность семейной жизнью, больше друзей, они чаще нравятся окружающим. Они успешнее в карьере и более склонны к созданию креативных идей. Это вполне закономерно: мышление человека, не имеющего обыкновения зацикливаться на плохом и привыкшего находить выход из любой ситуации, более гибко, свободно и открыто.

Пессимисты тоже бывают успешны в своей деятельности, но при прочих равных оптимист всегда добивается большего: для него неудача при решении одной задачи не означает невозможности справиться с другими.

«Я чувствую себя оптимистом, когда…

…общаюсь с друзьями. Меня всегда восхищали люди, способные находить в плохом пусть и толику, но хорошего. Их жизненная энергия заразительна, они фонтанируют идеями и мыслями, своим примером заставляют меня становиться лучше с каждым днем. Для меня эти люди бесценны. Благодаря им я с легкостью прохожу через жизненные перипетии, при этом надеясь, что ничто меня не сможет сломить…»

Татьяна, 22 года

Можно ли научиться оптимизму

Тот или иной стиль объяснения формируется с раннего детства: наблюдая за тем, как мать и отец реагируют на события жизни, мы бессознательно усваиваем и перенимаем родительские модели поведения. Еще большую роль играет обратная связь: в зависимости от того, как мама воспринимает действия ребенка, считает ли его неудачи катастрофой, он и сам в будущем станет оценивать происходящее.

Для преодоления устоявшихся стереотипов требуется время, и все же «переучиться» можно. Это можно делать осознанно (с помощью специальных пособий или психотерапевта) или стихийно: так, человек, выросший с пессимистичными родителями, может после свадьбы попасть в семью оптимистов, неосознанно перенять их стиль объяснения и в итоге почувствовать себя более счастливым.

Все множество жизненных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, можно разделить на те, которые мы способны контролировать, и те, которые нам неподвластны. Наиболее рациональный способ их восприятия удачнее всего сформулирован в известной протестантской молитве: «Боже, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что я не могу изменить, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Именно такой — реалистичный, но позитивный и открытый — взгляд на мир и может считаться отличительной чертой истинного, просвещенного оптимизма.

Об этом

  • Тамара Гордеева «Психология мотивации достижения», Смысл, 2006.