1.Дочь боится плохих оценок
«Дочь должна пойти в первый класс. Она ждала этого, готовилась, с радостью примеряла новую форму. Но в июле и августе ей пришлось ходить в дежурную группу детского сада, заниматься подготовкой к школе с незнакомой воспитательницей. Та умудрилась за месяц отбить всю охоту учиться. Уж не знаю, критиковала ли ее или напугала чем-то, но теперь Настя отказывается заниматься, даже рисовать в прописях не хочет. Говорит, что будет «двоечницей». Как вернуть ребенку мотивацию, помочь не бояться ошибок и плохих оценок?»
Инга, 42 года
«Ребенок-дошкольник еще не совсем понимает смысл оценок»
Одно только слово «оценка» вызывает в нас много разных чувств. Это и страх, и вина, и гордость, и разочарование, и дрожь в коленях, и напряжение в спине. Это и ощущение собственной ценности, и зависимости этой ценности от взрослых людей с указкой. Ребенок-дошкольник еще не совсем понимает смысл оценок, но он откуда-то знает, что от них может зависеть, насколько он «хороший» или «плохой», что оценки могут изменить отношение к нему.
Родитель способен своей любовью и поддержкой изменить это знание, а значит, изменить отношение ребенка к оценкам в школе и в жизни в целом. Именно в ваших силах не превращать «оценки» в самоцель, в то, от чего зависит благополучие и счастье дочери. В ваших силах сделать так, чтобы обучение в школе стало для нее не испытанием, решающим судьбу, а увлекательным опытом знакомства с миром, его возможностями и потребностями.
Сильная мотивация всегда появляется тогда, когда есть интерес. Попробуйте увлечь дочку новой жизнью. Расскажите веселые истории из своего школьного прошлого, поделитесь, как вам в первом классе было интересно и важно ощутить себя взрослой девочкой, а не дошколенком, с красивым портфелем и пеналом, как это здорово — познакомиться с новыми ребятами. Даже увидеть здание школы изнутри — любопытно. А еще скажите, что вы ее любите всегда и во всем. И оценки не могут повлиять на вашу любовь и дружбу.
2.Сыну страшно встретиться с одноклассником
«Моему сыну 8 лет, и он категорически отказывается идти в школу. В прошлом году, когда он был в первом классе, произошла жуткая история: к нему прицепился на перемене мальчик из его класса (сын говорит, что вообще без повода), дождался его после уроков, нашел где-то в школьном дворе осколок бутылки и порезал ему всю куртку. Даже душить пытался, но помешали другие ребята.
Мы просили учительницу разобраться с родителями того мальчика, но не успели: начались весенние каникулы, потом изоляция, лето... А сейчас Игорь уперся и ни в какую: «не пойду в школу», до истерик доходит. В последние дни стал жаловаться на плохое самочувствие: живот болит, аппетит пропал. Он не объясняет причину, но мне кажется, что дело в том инциденте. Как помочь ему преодолеть страх?»
Марина, 34 года
«Ребенку важно знать, видеть и ощущать, что он не один, что рядом с ним — сильные любящие взрослые»
Первое, что важно сделать, чтобы помочь сыну — это признать, что он еще ребенок. Ребенок-второклассник, который перенес нападение и нуждается в помощи и защите взрослых. Испугался ли он? Естественно. Смог ли он защитить себя в той ситуации? Нет. И вряд ли в его возрасте кто-нибудь смог бы. Такие ситуации решаются на уровне взрослых.
Ребенку важно знать, видеть и ощущать, что он не один, что рядом с ним — сильные любящие взрослые, которые защитят и заступятся там, где он пока бессилен. Я порекомендовала бы вам лично пообщаться с родителями того мальчика, чтобы сын смог увидеть, как вы его поддерживаете и не даете в обиду. Это придаст ему сил и уверенности. Если и после этого Игорь будет отказываться идти в школу, стоит подумать о том, чтобы ее поменять.
Это была не просто небольшая драка на перемене, это было именно нападение. И я бы не преуменьшала значение этого события в жизни ребенка. Ему важно снова ощутить безопасность. Для этого могут понадобиться время, понимание и поддержка. Необходимо учитывать, что школа для ребенка — это в первую очередь коммуникация. В любой коммуникации возможны конфликты и непонимание. Хорошо, если вы найдете возможность время от времени обсуждать с ребенком разные непростые ситуации: почему они случаются, как себя вести, как сделать так, чтобы они случались реже.
Поводами к таким разговорам могут стать книги и фильмы. Вот, например, недавно вышла книга Даниэлы Кункель «Маленький Мы в школе» (Альпина Паблишер, 2020) — она рассказывает о том, что значит быть частью большой компании и как сложно быть одному против всех. И еще о том, как важно быть бережно относиться друг к другу, так как вскользь брошенные обидные слова часто больно ранят.
3.Хочу учиться дома, а мама запрещает
«Я занимаюсь спортивной гимнастикой уже несколько лет, тренер меня хвалит. Есть уже даже медали за соревнования. Но ездить на тренировки далеко — через весь город, почти каждый день. Уроки делать не успеваю. В результате стала хуже учиться, и мама меня ругает. Говорит: если двойки не исправишь, запрещу гимнастику. А я люблю спорт и не хочу ходить в школу, это для меня пустая трата времени, мне там не интересно. Прошу маму перевести меня на домашнее обучение, а она даже слышать не хочет. Как мне быть?»
Ира, 11 лет
«Как только баланс нарушается, одна из сфер всегда начинает страдать»
Отдавая вас в профессиональный спорт, мама, возможно, не до конца осознавала цену своего выбора. Во-первых, это много вложенного времени и сил, как ваших, так и ее. Во-вторых, она могла не предполагать, что вам придется постоянно искать баланс между спортом, школой и обычной, повседневной жизнью. А как только баланс нарушается, одна из сфер всегда начинает страдать, например, неуспеваемость в школе или недостаточно хорошие результаты на соревнованиях, или нехватка времени на друзей и, соответственно, отдаление от них, или, возможно, ощущение, что вы стали чужой среди одноклассников.
Попробуйте с мамой разобраться, с чем связано нежелание ходить в школу. Только ли дело в самом обучении? Или есть еще причины? Есть ли у вас в классе друзья? Как относятся к вам одноклассники и учителя? И если со всем этим, кроме оценок, все в порядке, то стоит еще раз обсудить с мамой домашнее обучение — что ее в нем пугает.
Попробуйте рассказать маме, как видите такое обучение. В домашней школе много самостоятельности и ответственности, возможно, мама боится, что вы не справитесь или на нее ляжет дополнительная нагрузка. А возможно, мама волнуется за качество обучения и за ваше будущее поступление в институт. Пообщайтесь с преподавателями, которые работают со школьниками на семейном обучении, и с ребятами, которые успешно учатся удаленно. Пусть они поделятся опытом, расскажут о плюсах и минусах, о сложностях, с которыми столкнулись, и о преимуществах такого обучения.
«Конни идет в школу» Лианы Шнайдер (Альпина. Дети, 2020)
Конни отправляется в школу на экскурсию, с любопытством изучает обстановку в классе, покупает с мамой красивые школьные принадлежности — кисточки, толстые цветные карандаши, линейку, тетради, альбом для рисования и еще много всяких полезных вещиц. Книжка поможет создать у ребенка-дошкольника ощущение школы, как доброго теплого, дружелюбного пространства, где его ждут увлекательные задачи и новые интересные знакомства.
Об эксперте
Екатерина Прохорова — процессуальный терапевт и перинатальный психолог.