Не подавляй, а управляй: как умение распознавать свои эмоции делает жизнь лучше
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Палитра эмоций

Чувства и эмоции — понятия взаимосвязанные. Разница в том, что к чувствам относят устойчивые переживания. Допустим, вы любите человека, но при этом можете испытывать к нему разные эмоции: от нежности до злости. Но любовь остается. 

Эмоции — это субъективная и кратковременная реакция на внешние обстоятельства. Почему субъективная? Потому что каждый на одну и ту же ситуацию может отреагировать по-разному, основываясь на своем опыте и развитости эмоциональных проявлений. 

Например, кто-то, увидев голубоглазую хаски, растает в умилении, кто-то испытает брезгливость, а кого-то охватит страх. Каждая из эмоций сообщит своему обладателю о разном: попросить погладить, отдернуть руку или поскорее уйти. 

Чувства и эмоции, как индикаторы, показывают нам, что нравится, тревожит или отталкивает. Они мотиваторы поведения: боюсь — бегу, обожаю — обнимаю. 

Согласно концепции американского профессора психологии Роберта Плутчика выделяют восемь основных эмоций:

  1. радость,

  2. грусть,

  3. страх,

  4. доверие,

  5. предвкушение (радостное ожидание),

  6. удивление,

  7. злость,

  8. отвращение (неудовольствие)

Отказ от части себя

Способность человека чувствовать и понимать эмоции развивается в детстве в зависимости от того, насколько они проявляются в его окружении. Если родители говорят о переживаниях и показывают, что это норма, то и ребенок не станет их подавлять.

Но чаще в семьях происходит наоборот. В период воспитания многие эмоции у детей блокируются значимыми взрослыми: родителями, учителями. В подростковом возрасте — авторитетными друзьями.

Допустим, вам запрещали ликовать от покупки крутого скоростного велосипеда, потому что «это неприлично» или «кто-то позавидует, и он сразу сломается». И вот вы вырастаете, приобретаете долгожданные вещи, но не радуетесь им, а даже немного переживаете. Или вовсе отказываетесь от покупок, ведь неосознанно чувствуете, какой дискомфорт можете испытать.

Так проявляется ваш запрет на радость. Если это отследить и позволить себе отмечать каждое приобретение, прыгая, как ребенок, разве не станет жизнь лучше? 

Другая ситуация: вы впервые влюбились и отправили этому человеку валентинку с признанием, а одноклассники увидели, застыдили. Высмеяли так, что теперь теплые чувства к противоположному полу на замке.

И один из самых распространенных случаев из детства — запрет на злость. «Еще и голос повышать, что удумал!» — кричал родитель. В итоге ребенок вырастает с заблокированными раздражением, отвращением. В конфликте он по привычке подавляет агрессию и не замечает дискомфорт, соглашаясь на все условия. Не знает, что имеет право отказаться, уйти, выбрать лучшее для себя.

Накопление подавленных негативных эмоций приводит к стрессу, который может проявиться хронической усталостью, чувством беспокойства, тревожными и депрессивными расстройствами. В поведении это выражается уклонением от работы, избеганием общения, агрессией, а также склонностью к алкоголю и курению. Также стресс может проявляться физическими симптомами: аллергией, нарушением сна, головными болями, респираторными заболеваниями.

К сожалению, заблокированных чувств из детства много в каждом из нас. К счастью, мы уже взрослые и в силах развивать эмоциональность и менять реакцию.

Принимаем и управляем

Выбирать лучшее для себя может каждый, но не каждый это умеет. Чтобы начать по-новому реагировать, нужно научиться принимать себя со всеми чувствами и эмоциями. Особенно негативными. Они сообщают о комфорте и желаниях еще ярче, чем позитивные.

Случай из практики

Приходит спортсмен и говорит: «Тренер меня ненавидит! Постоянно кричит. Я еле сдерживаюсь, чтобы не ответить. Из-за этого раздражаюсь, отвлекаюсь, совершаю много ошибок.»

Спортсмен злится и понимает это. Его реакция в данной ситуации закономерна. Но как работать дальше, если хочешь лучших результатов?

Мы разобрали два варианта развития событий:

  1. Он продолжает злиться, и раздражение отвлекает от главной цели — успех в спорте. 

  2. Клиент осознает свою агрессию, но выбирает не растрачиваться на нее. Сохраняет спокойствие и принимает только факты из речи тренера: наставления, рекомендации.

Спустя три месяца он вернулся ко мне и сообщил, что злость прошла, а спортивные показатели выросли.

Произошли эти изменения благодаря его решению. Спортсмен сам определил фокус внимания и выбрал, как реагировать, а точнее не реагировать на крик.

Это тренируется. И так может каждый. Сначала осознаете, что чувствуете, но не проваливаетесь в эмоцию, а управляете ею. Изучаете и анализируете последствия любых проявлений, определяете лучшее для себя поведение и действуете.

Учимся чувствовать

Чтобы стать более чувствительным к своим эмоциям, давайте себе время. Не реагируйте сразу. Прислушивайтесь к телу. Может, оно дрожит или, наоборот, сковано, и вы держите напряженными кулаки? А может, гладите себя, приобняв за плечи?

Замечайте детали. Задумайтесь, о чем говорят телесные реакции? И что вы хотели бы сделать на самом деле? Управляйте!

Также советую обогащать свою эмоциональную палитру. Сохраните в телефоне «колесо эмоций» Роберта Плутчика и пробегайтесь по нему глазами, когда не понимаете, что чувствуете.

В ваших силах отследить свои эмоции, осознать и выбрать реакцию: хотите вы кричать в ответ или сообщить, что переживаете, волнуетесь, потому что вам важны отношения с человеком. 

И помните: нет плохих или хороших эмоций. Есть ваши эмоции, которые помогают делать жизнь лучше, выбирать личный комфорт, безопасность, драйв, удовольствие и себя.

Ольга Рыбина

Мастер сертифицированный коуч МСС ICF, кандидат психологических наук Ph.D., автор книги «Делай, как коуч», сооснователь «Академии профессионального коучинга 5 Prism», член ICF c 2011 г.