Нимфомания и сатириазис: когда любовь к сексу становится патологией?
Фото

Пал Синьей Мерсе «Фавн с помощью флейты заманивает нимфу в лес» (фрагмент картины)

Немного истории

Тема секса часто бывает табуирована и из-за этого легко обрастает легендами и стереотипами. Так поведение персонажей из античной мифологии — легкомысленных нимф и страстных распутных сатиров — дало название социально порицаемому поведению.

«Нимфомания» для женщин и «сатириазис» для мужчин какое-то время были диагнозами, которые могли присваивать на основании культурных представлений эпохи о сексуальной норме. Именно поэтому сегодня мы избегаем однозначных суждений при обсуждении этой темы, а сами термины считаются устаревшими, хотя и общеупотребляемыми.

Какое-то время сексологи пользовались понятием «гиперсексуальность», однако сейчас его тоже стараются не использовать, потому что критерии того, что превышает норму и выходит за границы дозволенного, крайне расплывчаты. Действительно, если одному человеку нужно три раза в день, а другому один раз в три недели и это обусловлено физиологией и особенностями сексуальной конституции, то как и зачем вводить понятие нормы в столь тонком и интимном аспекте личной жизни?

Светская этика предписывает верность одному партнеру и регламентирует отношения внутри брака. И когда один из партнеров оправдывает измены особенностями своей половой конституции, это может стать проблемой. Но если взаимных обязательств нет, то что плохого в сексуальном разнообразии и интенсивности? 

Насколько все сложно, можно понять из одного интересного клинического случая.

Один художник занимался мастурбацией пять-шесть раз в день, если не мог вступить в полноценный половой контакт. Для него это был способ избавиться от нарастающего сексуального напряжения, которое характерно для всякого здорового мужского организма после оргазмической разрядки. Оно происходит постепенно и для большинства незаметно, но для этого художника было ощутимо и отвлекало от процесса творчества.

Да-да, не всегда творчество — это сублимация сексуального желания. На месте художника мог бы быть ученый или любой другой человек, деятельность которого требует сосредоточения и фокусировки на своем деле.

Здесь интенсивный и регулярный секс используется как способ сохранять баланс между разными областями жизни и не является патологическим. Никто не страдает, а сам секс приносит удовольствие.

Нимфомания и сатириазис: когда любовь к сексу становится патологией?
Фото

Анри Матисс «Сатир и нимфа» (фрагмент картины)

Хорошо или плохо?

Что же, значит, изобилие секса — это хорошо и безвредно для человека, если к тому есть потребность или это помогает сохранять фокусировку на важной деятельности? 

Увы, все не так просто. На самом деле патологические формы сексуальной активности существуют. Давайте же разберемся, где заканчиваются особенности сексуальной конституции и начинается патология. 

Сама по себе гиперсексуальность — это еще не расстройство, но вот в сочетании с сопутствующим и провоцирующим психическим расстройством она может рассматриваться как патологическая.

Нарциссическое расстройство

Например, при нарциссическом расстройстве человек может прибегать к беспорядочному половому поведению, чтобы избежать близких и доверительных отношений. Количество партнеров в данном случае — это не отражение сильной сексуальной конституции, а способ сохранения особенностей своего психического восприятия реальности. 

Психологические травмы

Гиперсексуальное поведение может иметь иные психогенные причины: например, быть результатом психологических травм, пережитого насилия. Тогда секс становится инструментом для поиска признания и, опять же, сопровождается каким-то психическим расстройством, например, ПТСР.

Физиологические проблемы

Следующим важным фактором могут быть органические поражения нервной системы, когда поведение диктуется уже не столько психикой, сколько самой физиологией. К сожалению, нормой это считаться не будет, потому что подобные поражения не сопровождаются усилением естественной сексуальной конституции и фактически делают пострадавшего заложником своего желания, которое истощает организм и заставляет его работать буквально на износ.

Компульсивное расстройство

Наконец, в МКБ-11 (международной классификации болезней) присутствует «Компульсивное расстройство сексуального поведения», которое характеризуется стойкой повторяющейся невозможностью контролировать сильное сексуальное влечение. Вот тут-то и пора подвести некоторый итог, чтобы обозначить, что же отличает патологические формы сексуальной активности от проявлений сильной сексуальной конституции.

Нимфомания и сатириазис: когда любовь к сексу становится патологией?
Фото

Вильям-Адольф Бугро «Нимфы и сатир» (фрагмент картины)

Признаки патологии

Неспособность получать удовольствие

Итак, во-первых, люди с патологией, как правило, неспособны получать удовольствие от своей сексуальной активности либо же получают его в очень малой степени. Даже в случаях, когда такой человек испытывает оргазм, это может быть неинтенсивное и блеклое переживание, не приносящее удовлетворения и ощущения разрядки, либо же это ощущение носит очень кратковременный характер. 

Ущерб социальным навыкам

Во-вторых, страдающие патологической гиперсексуальностью могут быть настолько поглощены необходимостью повторять сексуальные действия, что готовы игнорировать уход за собой, перестают следить за собственным здоровьем и вообще отстраняются от социальной ответственности, на грани потери связи с реальностью. 

Зависимость от секса

В-третьих, такой человек безуспешно старается ограничить свое поведение и не может совладать с собой, невзирая на негативные последствия в личной жизни, профессиональном становлении, развитии отношений и даже при угрозе прямого вреда здоровью. 

Как видите, это совсем не похоже на веселую и непринужденную жизнь греческих нимф и козлоногих сатиров. Наличие подобных симптомов требует вмешательства специалиста и квалифицированного лечения. 

Нимфомания и сатириазис: когда любовь к сексу становится патологией?
Фото

Жак Антуан Валлен «Танцующие вокруг божества нимфы» (фрагмент картины)

А как же чувство вины?

Если человек испытывает чувство вины за свое, как ему кажется, слишком распущенное или свободное сексуальное поведение, это не основание считать его поведение патологическим с точки зрения медицины. В таком случае могут иметь место определенные личные установки, заимствованные из культурных или религиозных систем, которые человек не может помирить со своей сексуальной конституцией.

Такое чувство вины может приводить к невротизации и понижению качества жизни. В этом случае требуется психологическое просвещение и помощь специалиста, знакомого с культурными и религиозными нюансами такого клиента. 

Антон Шугалей
Антон Шугалей

Психолог, нейропсихолог, аспирант Московского института психоанализа

Личный сайт