Рэпер Macan выпустил альбом Bratland — в него вошли совместные работы музыканта с Big Baby Tape, Бастой, Гуфом и другими популярными артистами. Шестой студийный альбом 23-летнего Macan быстро стал хитом: сразу несколько треков из него попали в чарт Яндекс Музыки, а самого исполнителя некоторые уже называют символом новой волны русского рэпа.
Образ самого Macan многим кажется неоднозначным: с одной стороны, музыкант пользуется успехом на стримингах, с другой — выражает в интервью порой неоднозначные взгляды, которые вполне можно назвать старомодными. Что нового ему удалось сказать в альбоме Bratland и почему именно он оказался столь популярным у слушателей?
Братство как лекарство: что говорит феномен Macan о нашем времени

Психолог, нарративный практик, специалист психологической платформы Alter
Когда альбом рэпера почти целиком захватывает чарты, а критики недоумевают — можно остановиться и подумать. Что происходит? О чем это? И почему одни люди узнают в Macan себя, а другие недоуменно качают головой? Новый альбом Bratland стал не просто музыкальным событием — он превратился в зеркало, в котором отразились болевые точки целого поколения.
Переписывая историю детства
«У нас из окна 25-е панели, и у отца бордовая девять-девять», — простые слова, за которыми целый мир. Мир пятилетнего ребенка в плацкарте, где отцовская «девятка» — символ стабильности, а из окна видны панельные дома, а не горы.
В нарративной терапии мы говорим о доминирующих историях — сюжетах, которые общество предлагает как единственно возможные. Для мальчика из спального района это часто звучит как: «Ты из простой семьи, не мечтай о большем».
Macan делает удивительную вещь — превращает прошлое в силу. «Да, я сделал себя сам, но я поделился с каждым, кто молился», — здесь гордость за путь, а не стыд за происхождение. Есть еще одна интересная строчка: «Прости меня, юность, я не умел тогда не торопиться», — обращение к прошлому с пониманием, а не осуждением.
Незавершенные гештальты
«Что мне тогда снилось, я щас не проверю», — тоска по потерянному времени становится лейтмотивом альбома. Эти повторяющиеся строки создают ощущение заколдованного круга — как будто снова возвращаешься к тому, что уже не вернуть.
В этих строчках слышно не просто описание, а психологический портрет травмы:
«Ща мне снится пустой плацкарт — в нем один пацан,
В тур без мыслей и планов на завтра,
Экран в карман, проваливает в сон, где ему пять».
Взрослый мужчина мысленно возвращается к пятилетнему себе, ищет в том ребенке что-то важное, но не может этого достать. То, что не было прожито в детстве, требует завершения. «Я в пятом классе уже попробовал растения, на улицах было опасно» — без жалости к себе, как к данности. И здесь же — редкая откровенность: «Может, я не нашел слова, чтобы описать тебя» из трека «Запрещаю забывать». Это — признание собственной беспомощности в выражении чувств.
Мини-тест: Сможете ли вы отличить творчество Пушкина от текстов рэперов?
Братство как новая семья
«Знакомься: это брат, брат; это тоже брат, брат», — такой подход кажется примитивным, но психологически это глубокий процесс. Братство у Macan — не просто дружба, а попытка создать ту семью, которой не хватало.
«Пусть навсегда останемся братьями с братьями» — работа с травмой покинутости. Когда детский мир ненадежен, взрослый создает собственную систему безопасности.
«Не забудь позвонить и спросить: „Брат мой, как ты?“» — за простой фразой скрывается глубокая потребность в контакте.
Бог как последняя опора
«Помню, что пришел от Бога, — значит, я помню о главном», — религиозные мотивы задают духовную рамку всему альбому. Это не показуха, а поиск стержня в хаотичном мире.
«Пусть Бог будет рядом с твоими планами» — не проповедь, а просьба о поддержке.
«Земля хоронит все, кроме подвигов, сын» — философия поколения, которое ищет, что действительно важно, когда материальные ценности обесцениваются.
Два полюса рэпа: Macan vs Оксимирон*
Интересно сравнить Macan с Оксимироном* — они оба показывают два противоположных подхода к осмыслению реальности. Так, если Мирон* предлагает интеллектуальную работу через сложные метафоры, то Macan — эмоциональную честность и простоту. Оба приема работают, но обращаются к разным потребностям. Macan говорит с теми, кому не нужны сложные конструкции — нужна опора. «Всем постам, жизнь борцам, как нас слышно?» — вопрос целого поколения: понимают ли нашу боль?
Темная сторона исцеления
Жесткие рамки «пацанской» идентичности могут становиться тюрьмой. «Я рос при патриархате — пусть я буду пропагандой, но надень платье пониже», — так травма превращается в попытку контролировать других.
Но самое интересное — как физическая агрессия становится языком эмоций. Macan читает телом: жестко, с напором, гипер-маскулинно. «Приезжай на спарринги — постелем тебя на мат, приезжай за город — я засуну те в рот травмат», — за этой показной жесткостью прячется подавленная уязвимость. Это не про власть, а про боль, которую некуда было деть иначе. Он говорит о себе так, как с ним, возможно, говорили во дворе: громко, жестко — единственный доступный язык защиты.
Другой интересный аспект — романтизация криминального прошлого: «19-й Glock без кобуры», «Мерин угнан и сдан на органы» — может вдохновлять на повторение деструктивных паттернов, а не на их преодоление.
Почему одни узнают, а другие осуждают
Полярная реакция на творчество Macan понятна. Те, кто узнает в истории Macan свой собственный опыт, слышат голос травмированного, но не сломленного поколения. Парень в 27 лет, не умеющий плакать, включает «Bratland» и под строчку «А у меня тут суета, чтоб братка вышел из СИЗО» впервые чувствует горло сжатым. Для таких людей Macan — психологическая опора, доказательство того, что можно выбраться из любых обстоятельств.
Те, кто осуждает, реагируют на неэкологичные способы совладания с травмой — попытки решить внутренние конфликты через внешний контроль. Или просто не узнают этот опыт как свой. В нарративной терапии мы знаем: любая история лучше, чем ее отсутствие. Macan дает готовый нарратив идентичности — со всеми плюсами и минусами.
Macan и Баста
Музыка как коллективная терапия
Bratland стал групповой терапией для поколения. Артисты от Басты до Салуки захотели быть частью этого процесса — возможно, потому что Macan озвучил то, о чем многие думали, но не решались говорить. Ведь «А у меня тут суета, чтоб братка вышел из СИЗО» — не абстрактная философия, а конкретная боль конкретных людей. Музыка становится пространством для исцеления.
Сложность без приговора
Феномен успеха Macan нельзя оценивать однозначно — это сложно, как сложна жизнь поколения на переломе эпох. С одной стороны, его музыка дает чувство принадлежности, помогает интегрировать травматичный опыт. «Время калечит и лечит встречного, каждого-каждого встречного», — мудрость, выстраданная опытом. С другой — может закреплять деструктивные паттерны, мешать развитию более зрелых способов справляться с болью.
Его популярность — симптом коллективной потребности в исцелении, в признании, в праве на собственную историю. И пока мы не научимся говорить с этой болью экологично — будут появляться новые Маканы, потому что потребность быть услышанным никуда не денется.
Язык Macan — это не язык зрелой терапии, но это все же язык. А значит, через него можно начать диалог. История этого исполнителя — о том, как травма становится и силой и ограничением одновременно. О том, что иногда единственный доступный язык исцеления — грубый и несовершенный, но именно он становится мостом к тем, кого никто раньше не слышал. И, может быть, именно поэтому он доходит до них — не потому, что безупречен, а потому что звучит честно.
* Признан Минюстом РФ иностранным агентом 7 октября 2022 года.