Что это такое
О внутреннем ребенке много говорят. Согласно теории основателя транзактного анализ психиатра Эрика Берна, каждый человек в зависимости от ситуации выбирает одну из трех внутренних позиций личности:
Ребенок,
Взрослый,
Родитель.
Внутренний ребенок — бессознательная часть личности, которая проливает свет на темное, забытое прошлое и освещает светлую часть детского опыта
Телесный контакт, родительские установки, эмоциональные и физические травмы, чувства и эмоции — весь опыт, полученный в период внутриутробного развития и детские годы, архивируется и хранится этой частью личности.
Как формируется
Если во время внутриутробного развития и в детстве родители любили, желали, оберегали, проявляли нужное внимание и заботу, удовлетворяли физические и психические потребности, уважали, поддерживали, тогда внутренний ребенок будет здоров и счастлив. Если же ребенок нежеланный, его не принимали как личность, его потребности и чувства подавлялись и игнорировались, к нему не проявляли заботу и любовь, тогда это будет обиженный, травмированный и несчастный внутренний ребенок.
Родители, воспитывая детей, руководствуются теми знаниями и опытом, который у них есть в данный момент
Они не всегда могут дать детям то, в чем те нуждаются на психологическом и физическом уровне. Не потому, что не хотят, а потому что в данный момент к этому не готовы — не могут, не знают, не понимают или не чувствуют. Никто не вправе осуждать их за это. Причина в том, что когда-то и взрослые недополучили или вовсе не получили от своих родителей тепло, заботу, полное принятие. У каждого человека родители такие, какие есть, других никогда не будет. Их нельзя изменить, так же как нельзя вернуться в детство и изменить ход событий.
Как найти
«Я закрываю глаза, мысленно совершаю погружение внутрь, вглубь себя, — рассказывает 28-летняя Наталья. — Я пытаюсь отыскать внутреннего ребенка, того, что есть в каждом человеке, а значит, и во мне. Темнота, внутри меня темнота и тишина. Время от времени тишину нарушает внутренний голос. Он зовет ту самую девочку, но в ответ тишина. Неужели я не как все, почему я его не вижу? Что не так? Где он?»
Отсутствие контакта с этой частью личности может говорить о наличии внутреннего конфликта, нежелании принять себя, подавлении чувств, эмоций, подорванном доверии к миру и себе
«Спустя длительное время появилась она, моя девочка. Ей лет семь или восемь, стоит в стороне и смотрит на меня исподлобья. Что мне делать, идти за голосом психолога, подойти, заговорить, обнять? Зачем? Я ее не знаю, она для меня чужая, незнакомая девочка. Я стою в стороне, разглядываю, пытаюсь понять, почувствовать, но все безуспешно. Ничего не происходит. Тишина. Я ничего не чувствую к ней. Нет ни тепла, ни радости. А что чувствует эта маленькая девочка, чего она хочет? И снова тишина. Контакта нет, все тщетно».
Как влияет на взрослую жизнь
У каждого он свой, со своей историей. У одного он счастливый и добрый, уверенный в себе, энергичный, творческий, жизнерадостный, открытый, мечтающий, стремящийся и достигающий, доверяющий себе и миру, оптимистичный, принимающий и отдающий. У другого — покинутый, несчастный. Его не видят, не слышат его потребности, желания. Он испытывает страх и тревогу, боится быть ненужным, отвергнутым. Его постоянные спутники — вина и обида. Страх критики не позволяет творить и быть открытым, у него много запретов, в том числе и на чувства.
Тот, кто недополучил любви, внимания и заботы от родителей, расстраивается, чувствует себя обиженным, одиноким, отверженным
Именно тогда срабатывают защитные механизмы психики, приходит решение закрыть душу, не впускать других в свой внутренний мир, чтобы не было больно. Одновременно возникает запрет на чувства и эмоции. Такие люди очень несчастны. Они не могут радоваться жизни в полной мере, страдают. Обида, боль прошлого опыта сопровождает их жизнь, замедляет движение, подрывает доверие к миру.
Как позаботиться
Можно сделать лучше свое настоящее и привести себя и близких в гармоничное, счастливое будущее. Способность слышать голос этой части личности позволяет понимать, принимать, проявлять чувства и заботу по отношению к себе, своим детям и близким.
Маленькие дети очень восприимчивы к происходящему вокруг. Они непосредственны, открыты, легко входят в контакт друг с другом и миром. Дайте внутреннему ребенку то, чего ему не хватило в детстве, чего он был лишен, станьте для него тем родителем, которого он хочет.