С чего началась дискуссия
В конце ноября 2024 года в Австралии
Обсуждение этой ограничительной меры вскоре началось в российском сегменте X/Twitter, где пользователи решили порассуждать, нужны ли вообще детям телефоны. «Непопулярное мнение: детям не нужен смартфон, ничего страшного не случится, если они вырастут без знания, как играть в мобильные игры — это довольно быстро восполняемый пробел», — написала одна из блогерш, чей
В комментариях к своему твиту блогерша также объяснила, почему поддерживает ограничения на использование смартфонов детьми. По ее словам, «всем детям было бы лучше расти» без телефонов до тех пор, пока у них не сформируются «обычные социальные навыки». «Например, моя племяшка снимает тиктоки и очень зависима от просмотров и лайков, это влияет на ее настроение и выглядит полным сюром. Я старалась ей что-то объяснить, но попробовав этот легкий дофамин, подсаживаешься, — поделилась девушка. — Я очень переживаю, когда вижу ее онлайн в 00:00, а ей всего 10. И если вы думаете, что родители ей что-то не объясняют, — еще как! Это не такой простой вопрос. Когда росли мы, не было столько всего, и телефоны были другими».
В пользу запрета смартфонов
Идею запрета поддержали пользователи:
«Надо мыслить шире. Телефон и взрослым на самом деле не нужен столько времени, и даже вреден. Мы сами еще не знаем, как и сколько можно пользоваться телефонами, чтобы было нормально. Поэтому не можем научить этому никого»;
«Если дома родители частенько залипают в телефон, то и ребенок тоже будет ‐ находить больше интересов в этом электронном кирпиче, чем в реальной жизни, это касается „культуры“ алкогольных застолий и всего остального»;
«А я тут соглашусь. Детям до определенного возраста действительно не нужен смартфон. Для связи достаточно часов с GPS. Какая-нибудь классная игрушка может быть у ребенка дома, но во внешний мир он должен выходить с фокусом в этот самый мир, а не в телефон».
Против запрета смартфонов
Те, кто выступает против запрета смартфонов, рассказали о своем опыте:
«Я долго чувствовала себя отбросом школы, потому что у меня не было телефона. Завидовала и облизывалась на телефоны одноклассников. Никогда не допущу, чтобы мой ребенок чувствовал себя также. Нужна просто мера»;
«Смартфон — это не только игры, для чего умышленно делать так, чтобы ребенок отставал от цивилизации?»;
«Детям важно уметь быть „как все“ на базовом уровне: играть в те же игры, что окружающие, смотреть похожие мультики, иметь общие темы для разговора — чтобы быть способным интегрироваться в компанию сверстников. Смартфон в этом плане играет колоссальную роль»;
«Если мы говорим про всех детей в принципе, то, вероятно, да, телефон не нужен, но если про метод воспитания конкретного ребенка, то это сомнительно, я так росла, и у меня просто не было тем для обсуждения с ровесниками, я не могла с ними нормально коммуницировать и долгое время была одиночкой»;
«Ну да, всего лишь вырастут без огромнейшего пласта социализации. Подумаешь, не смогут нормально общаться с ровесниками, больно надо! Есть же мамаша! И да, говорю как ребенок, у которого не было нормального доступа к интернету лет до 12».
Мнение психолога
Евгения Асеева, психолог
«Мой ребенок все время сидит в телефоне. Не знаю, как отучить» или «Ну и что, сегодня современное время, дети не могут без телефона». Современные родители находятся в очень сложной ситуации. Беспрецедентной. Цифровизация поменяла наш мир, и последствия этих изменений мы пока не можем полностью измерить. Из-за этого родители испытывают тревогу и постоянно сомневаются в своих решениях: «А правильно ли я делаю?», «Надо ли ограничивать время с гаджетом и как это делать?»… Давайте разбираться.
Чем смартфон может быть опасен для ребенка
Все больше и больше исследователей признает, что негативное влияние гаджетов на психику и здоровье детей существует. Данные постоянно обновляются, но уже сейчас сделаны некоторые важные выводы.
Например, гаджетозависимость внесена в реестр психических расстройств. Вместе с этой новой зависимостью появляются новые формы страхов, такие как «номофобия» — боязнь лишиться телефона, которая может проявляться в навязчивом желании постоянно держать гаджет в руках. Ученые также говорят о новом феномене, при котором смартфон начинает восприниматься как продолжение руки. А педагоги и психологи все чаще сообщают о снижении когнитивных способностей, дефиците внимания, повышенной тревожности, гиперчувствительности и возбудимости современных детей.
В 2016 году Джастин Парент с коллегами опубликовал исследование, в котором у детей от 3 до 17 лет, использующих гаджеты без ограничения, были выявлены нарушения сна и проблемы с поведением.
Что нужно делать родителям
Здравый смысл говорит нам о том, что психика детей требует отдыха от постоянного инфошума, а развитие мозга — разнообразной деятельности вовне. Поэтому одной из главных задач родителей сегодня становится обучение детей разумному обращению с гаджетами. И так как вследствие незрелой волевой регуляции дети еще только учатся контролировать свои действия, без ограничений со стороны взрослых не обойтись.
Очень важно, чтобы родительская позиция в этом вопросе была сформирована до введения ограничений. Необходимы договоренности между всеми членами, чтобы не получилось так: один запретил, другой разрешил. В установлении правил важна твердость и последовательность. Это не значит, что не нужно объяснять и договариваться.
Но любому ребенку спокойно и безопасно внутри понятных и четких границ
В каждом возрасте допустимое время пользование гаджетом будет своим. Кроме того, стоит помнить, что экранное время лучше разбивать на несколько частей и убирать гаджет за час до сна. Важно обратить внимание и на то, что, по данным Роспотребнадзора, нормы экранного времени выглядят так:
До 5 лет использовать цифровые устройства не рекомендуется;
6−8 лет: не более 80 минут — дома, 40 — в школе;
9−10 лет: 90 минут — дома, 50 — в школе;
11−14 лет: 120 минут — дома, 60 — в школе;
14−16 лет: 170 минут — дома, 70 — в школе.
Не стоит забывать, что правила цифровой гигиены распространяются не только на ребенка, но и на всех членов семьи. Прививать культуру обращения с гаджетами всегда лучше личным примером. Если мама и папа откладывают телефон за ужином и общаются, если вводятся часы диджитал-детокса, когда вся семья занимается совместными интересными делами — например, прогулками и настольными играми, — с большой долей вероятности ограничения не будут восприняты ребенком как нечто болезненное.
Ребенок — часть семейной системы, поэтому очень важно, чтобы эта система работала как единый слаженный организм.
Психолог, онлайн-институт психологии Smart