Память vs внимание: как понять, с чем у вас проблемы?

«Несколько лет назад, когда мне было между сорока и пятьюдесятью, я ехала выступать в Кембридж и очень волновалась, как бы не опоздать, — вспоминает писательница и спикер TED Лайза Дженова. — Приехав, я запарковалась где-то на подземной стоянке. Обычно я фотографирую номер места, чтобы потом быстрее найти машину, но тут все мои мысли были заняты выступлением, и я вообще не обратила внимания на то, где ее поставила.

Выступление прошло успешно, я ответила на вопросы, подписала несколько книг и вернулась на стоянку — туда, где, как мне казалось, стояла моя машина. Но ее там не было. Я отправилась на поиски, нарезая круг за кругом и чувствуя себя все более потерянной и беспомощной. Я была уверена, что оставила машину на четвертом этаже, но в какой секции — A, B или C? Об этом у меня не было ни малейшего представления».

Дженова признается, что была уже готова заявить об угоне автомобиля, когда наконец обнаружила его на месте 4В.

Почему это с ней произошло? Была ли виной всему плохая память писательницы? Вовсе нет. Чтобы что-то запомнить, нам нужно это, прежде всего, заметить, а значит, нам необходимы две вещи: восприятие (зрение, слух, осязание, обоняние) и внимание. Дженова не нашла машину не потому, что страдала провалами в памяти, а потому, что в принципе не обратила внимания на то, где ее припарковала. Наш мозг фиксирует не все подряд, а лишь то, что мы замечаем.

За день на наши органы чувств обрушивается масса информации

Например, когда мы видим перед собой елку, которую водрузили на площади и начали украшать к Новому году, эта информация конвертируется в сигналы и поступает в зрительную кору, расположенную в задней части мозга. Там изображение обрабатывается, благодаря чему мы и видим картинку.

Дальше она может поступать в другие отделы мозга, чтобы мы узнали то, что увидели, сравнили с чем-то, испытали какие-то эмоции или сформировали определенное мнение. Но только в том случае, если мы «включим» внимание, увиденное отпечатается в нашей памяти.

Так что если вы не запомнили имя человека, которого вам только что представили, или продиктованный вам номер телефона, или то, заперли ли вы входную дверь и выключили ли утюг, — значит, вы просто не уделили этому должного внимания.

Обычно мы запоминаем то, что нам интересно, что для нас важно, ново, значительно, что вызывает у нас эмоции. В этом случае наш мозг старательно выхватывает и отмечает детали — и игнорирует все остальное.

Представьте себе ситуацию: на вечеринке подруга знакомит вас со своим новым партнером. Вы приветствуете друг друга, начинаете болтать, а через пару минут с ужасом обнаруживаете, что совершенно не помните, как его зовут. Или встречаете его через пару дней в супермаркете — и тоже никак не можете припомнить его имя.

После того как вы слышите имя человека, у вас есть от 15 до 30 секунд, чтобы его запомнить

Без этого усилия оно едва ли сохранится в вашей памяти. Необходимо осознанно «включать» свой мозг, поскольку обычно мы функционируем на автопилоте, или мечтаем наяву, или пережевываем одну и ту же «мысленную жвачку».

Какой из всего этого напрашивается вывод? Поскольку мы запоминаем то, на чем фокусируемся, нам стоит осознаннее подходить к тому, на что направлять свое внимание. Оптимисты чаще обращают внимание на хорошее, и именно такие события и запечатлеваются в их памяти, и в этом нам стоило бы брать с них пример.

Кроме того, мы вполне можем поработать над тем, чтобы улучшить свою память — для этого стоит прежде всего:

  • минимизировать все то, что может нас отвлекать,
  • нормально высыпаться,
  • медитировать,
  • снизить потребление кофеина (последний такой напиток — за 12 часов до отхода ко сну).

В наши дни многими до сих пор ценится многозадачность, но, если вы одновременно разговариваете по телефону и правите презентацию или отчет, можно ли говорить о том, что хоть какая-то из этих задач отложится у вас в памяти? Едва ли. Поэтому нам стоит чаще концентрироваться на том, что происходит с нами «в моменте», здесь и сейчас. Как минимум, чтобы при столкновении с парнем подруги не было мучительно стыдно за то, что мы не можем вспомнить его имени.