Почему 14-летний подросток из Москвы поджег своего друга: объяснение психологов
Фото
Midjourney

5 июня в Южном Бутово компания ребят играла с бензином на детской площадке, как вдруг 14-летний подросток поджег своего друга. Одежда ребенка вспыхнула за считаные секунды — в итоге пострадавшего госпитализировали в критическом состоянии со 100% ожогами тела.

Это не первый инцидент с поджигателем в главной роли — он уже долгое время «кошмарил» весь район. Так, его компания регулярно обливала соседских детей жидкостью из перцовых баллончиков, избивала их и заставляла воровать деньги у взрослых. Один раз подросток даже проник в чужую квартиру и угрожал ножом детям. Кроме того, компанию замечали за употреблением наркотиков — по всей видимости, перед поджогом она дружно нюхали тот самый бензин.

Родители и дети из разных кварталов Южного Бутово не раз жаловались на главаря подростковой группировки, писали на него заявления в полицию, но какого-либо результата это не дало. По информации, собранной журналистами, поджигатель из неблагополучной семьи и состоял на учете в ПНД. Его брат, наблюдавший за тем, как горит их друг, также проходит лечение в психиатрической клинике. А мать то и дело сдавала сыновей в детский дом.

Обновление от 26 июня 2023 года: Сегодня стало известно, что пострадавший умер в реанимации. Виновник находится под стражей, ему предъявили обвинение по статье «убийство с особой жестокостью».

Мы попросили экспертов прокомментировать ситуацию, а нейросеть Midjourney — изобразить типичный, по ее версии, быт неблагополучных подростков из Южного Бутово в 2023 году.

Почему 14-летний подросток из Москвы поджег своего друга: объяснение психологов
Фото
Midjourney

Детская жестокость: как она возникает

Иногда дети совершают действия импульсивно, в состоянии аффекта, то есть под воздействием сильных эмоций. Ребенок может разозлиться, обидеться и напасть на сверстника. В более спокойном состоянии он никогда такого не сделал бы.

«Подобная жестокость чаще всего непреднамеренна и является ответом на внешние триггеры. Импульсивность связана с незрелостью коры головного мозга, несформированностью лобных долей, той частью, которая отвечает за самоконтроль и эмоциональную регуляцию», — объясняет психолог Дарья Яушева.

Но если аффект до известной степени нормален, то куда больше должны беспокоить ситуации, когда жестокие поступки совершается намеренно.

«Школьники уже могут различать добро и зло. Если задать им вопрос, правильно ли бить другого, они однозначно ответят: „Нет“. При этом в определенных ситуациях им может казаться, что они должны ответить, что чувства другого человека имеют меньшую ценность. Они буквально забывают, что другой человек может чувствовать боль и фокусируются на собственных эмоциях. Конечно, могут оправдывать себя, верить в эти оправдания, утверждать, что это было неизбежно», — рассказывает психолог.

Здесь, по словам Дарьи Яушевой, тут мы сталкиваемся с двумя понятиями: «эмпатия» и «ментализация». «Мы понимаем, что поведение другого человека спровоцировано происходящими у него внутри процессами. Это и есть ментализация. Способность предполагать, что другой человек может испытывать желания, думать и чувствовать по-своему формируется у ребенка постепенно», — объясняет эксперт.

Большую роль в этом играют родители, но не только. «Есть и биологические предпосылки того, насколько эффективно может быть развита способность к ментализациии. Похожим понятием является эмпатия, которую можно определить как попытку буквально „влезть в чужую шкуру“. Это сопереживание другому через присоединение и понимание его страданий», — рассказывает Дарья Яушева.

Почему 14-летний подросток из Москвы поджег своего друга: объяснение психологов
Фото
Midjourney

Причины подростковой жестокости

Если у ребенка есть сложности с эмпатией, сопереживанием, ментализацией, он может время от времени совершать жестокие поступки.

«Причина таких нарушений может быть в том, что к самому ребенку проявляли жестокость. Он буквально видит мир, как пространство, где всегда есть место агрессии и нападению. Такой ребенок остро воспринимает даже невинные шутки и все время находится в позиции защиты, — объясняет Дарья Яушева. — У него могут развиться комплекс неполноценности, стремление к гиперкоменсации ощущения своей ущербности, желание мстить. За этим стоит страх и ощущение собственной небезопасности. В этом случае речь идет о нарушении привязанности».

Эксперт приводит также следующие причины:

  • Воспитание — ребенка не научили адекватному общению с другими, не помогли развить коммуникативные навыки.

  • Органические нарушения - черепно-мозговые травмы, перинатальные поражения нервной системы.

  • Психическое расстройство — жестокость может быть признаком его формирования.

«В ситуации с поджигавшим есть признаки того, что у мальчика могут идти патологические процессы: манипуляция сверстниками, агрессия, стремление подчинять себе других, — рассказывает психолог Дарья Яушева. — С точки зрения социальной психологии, речь идет еще и о конкуренции, о том, чтобы занять доминирующую позицию. И тогда речь уже о целенаправленной жестокости. Если ребенок еще и получает удовольствие от совершаемых действий, это называют враждебной жестокостью».

Почему 14-летний подросток из Москвы поджег своего друга: объяснение психологов
Фото
Midjourney

Как не допустить подростковой жестокости?

Эксперт Мария Данина, кандидат психологических наук, основательница онлайн-школы психологических профессий «Психодемия», приводит факторы, которые могут повысить вероятность агрессии у ребенка.

Опыт наблюдения за агрессивным поведением и насилием в окружении

Например, в семье, среди сверстников, в СМИ. Дети учатся, наблюдая за действиями взрослых, получая определенный опыт. Чем такого опыта больше, особенно в семье, тем выше вероятность того, что ребенок решит скопировать такую модель поведения.

Личное неблагополучие

Это не обязательно серьезное ментальное или физическое расстройство — ребенок может находиться в каком-то остром кризисе, испытывать ряд социальных и личных трудностей, с которыми ему никто не помогает справиться. Психические расстройства могут усугубить ситуацию и сделать жизнь ребенка по-настоящему тяжелой, невыносимой.

Неподдерживающая или безразличная среда

Ребенку может быть нужна помощь, которая не оказывается взрослыми, учителями, школьными психологами. И даже более того — взрослые могут использовать наказание или изоляцию вместо поддержки и решения проблемы. Иногда из-за отсутствия достаточных знаний, иногда — по причине собственной усталости и выгорания.

Буллинг и проблемы с коммуникацией среди сверстников

Физическая агрессия, тем более стрельба — яркие и хорошо заметные действия. Эмоциональное насилие, буллинг менее заметны, но являются тоже очень болезненным опытом. Если не ведется никакой специальной работы по профилактике травли в классе, дети плохо общаются между собой и продолжают мучить друг друга в интернет пространстве, это повышает шанс физической агрессии.

Отношение к насилию и к мужской социализации

Иногда мальчиков поощряют за проявление физической силы — мол, это удел мужчин и хорошо уметь драться. К сожалению, поддержание насилия как способа разрешения конфликтов среди мальчиков может привести к тому, что все выйдет из-под контроля.

Почему 14-летний подросток из Москвы поджег своего друга: объяснение психологов
Фото
Midjourney

Как предотвратить детскую жестокость

Мария Данина предлагает три способа, помогающие снизить вероятность физической агрессии среди детей:

  1. Мы должны работать над собой и не допускать насилия в своих семьях. Физическое насилие недопустимо ни в адрес детей, ни в адрес супругов, ни в адрес животных. Запрещать ребенку смотреть агрессивный контент мы вряд ли можем, возможности полностью контролировать этот аспекту нас нет. Но мы должны минимизировать его и обсуждать, что именно происходит, где пролегает грань между цифровыми персонажами и реальными людьми, объяснять, в каких ситуациях защита себя оправдана, в каких ситуациях можно решить проблемы мирным путем.

    К слову, хотя у меня и нет никаких подтверждений этому факту, кроме опыта и наблюдения за людьми, дети, которые занимаются борьбой, боевыми искусствами как спортом, реже позволяют себе проявить насилие в реальном мире.

  2. Мы должны быть внимательными к проблемам ребенка, даже когда они явно им не озвучиваются. Педагогам важно обладать знаниями и навыками в распознавании признаков эмоционального неблагополучия ребенка, освоить базовый инструментарий первой помощи. То же самое касается родителей. Попустительство и безразличие редко заканчиваются хорошо для ребенка.

  3. Школьному персоналу важно работать в направлении улучшения отношений и коммуникации между детьми в классе. Выявлять буллинг, обращать особое внимание на аутсайдеров, уметь работать с классом как группой, работать над сплочением и взаимоподдержкой между школьниками.

Дарья Яушева

Клинический психолог, КПТ и схема-терапевт. Автор телеграм-канала «Психолог пишет…»

Личный сайт

Мария Данина

Кандидат психологических наук, основательница онлайн-школы психологических профессий «Психодемия»

MSK1.RU