Почему... говорить о насилии так трудно?

ПРО ТАКОЕ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ

Тема табуирована в обществе, которое держится на насилии

Все виды насилия связаны между собой, уверена психолог Людмила Петрановская, — насилие над детьми, над женщинами, государственное насилие. «Чем легче насилие воспринимают как норму, тем выше риски для всех групп граждан, — подчеркивает она. — В нашем обществе насилия много, оно в значительной степени держится на насилии, а значит, эта тема табуирована. Жертвы должны молчать, свидетели — отводить глаза».

БОЮСЬ ОСУЖДЕНИЯ

Мужчины трактуют исповеди женщин как обвинения в свой адрес

В обществе, подобном нашему, единственный одобряемый вариант реакции на насилие — идентификация с агрессором и перенесение ответственности на жертву, мол, сама виновата, считает Людмила Петрановская: «Или, в чуть более мягком варианте, — попытка выставить жертвой себя («Да бабы сами издеваются над нами как хотят!»). Многие трактуют исповеди женщин как обвинение в свой адрес и отчаянно защищаются, оскорбляя жертв и даже не понимая этого, потому что самим страшно и обидно».

ХОЧУ ЗАБЫТЬ

Рассказ порождает повторные переживания

Виктора Кагана удивляет отношение тех, кто видит в публичных признаниях жертв сексуального насилия или домогательств вред и злой умысел. «Удивляет, как удивило бы сказанное терапевтом пациенту: «Зачем ты это говоришь?! Что за ерунду ты порешь?!» — комментирует он. — Да, сказать «городу и миру» — совсем не то, что терапевту на приеме».

«Однако говорящий нуждается в том, чтобы быть понятым, принятым. Услышанным не только другими, но и самим собой. А для этого нужно набраться сил говорить. Да, это не без риска», — замечает Виктор Каган. Но без риска не обходится и психотерапия. В конечном счете, это повторное переживание продуктивнее, чем попытка замолчать или вытеснить из памяти травмирующее событие.

ЭТО НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТ

Нет опыта решения проблем насилия

«У нас нет багажа социальных технологий. Никто не знает, что с этим делать, никто не верит, что можно что-то изменить, поэтому лучше не знать и не слышать», — утверждает Людмила Петрановская. Куда идти и что делать? Можно ли наказать насильника?

Психотерапевт Виктор Каган считает, что психологи могли бы подключаться к обсуждениям в соцсетях, сопровождать комментарии: «Предупреждать скатывание обсуждений в войну, напоминать о своем существовании тем, кому, возможно, требуется помощь, а не осуждать ее участников».

В здоровом обществе жертвам сексуального насилия не нужно готовиться к нападкам и осуждению. Они уверены в поддержке и помощи и в том, что их обидчик понесет заслуженное наказание.

#НеМолчи25ноября

Ежегодно, при поддержке Правительства Москвы, московский «Кризисный центр помощи женщинам и детям» проводит социальную акцию «Не Молчи!» в рамках Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. В период с 25 ноября по 10 декабря во всем мире проходят мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к проблеме насилия. Подробнее здесь.