Почему мы тянемся к знаниям: светлая и темная сторона нашей любознательности
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Психологи из Калифорнийского университета (Санта-Барбара, США), статья которых опубликована в Journal of Research in Personality, подробно изучили разницу между двумя типами познавательной любознательности — заинтересованным любопытством и отстраненным любопытством. Существование этих двух типов тяги к знаниям было открыто в ходе предыдущих исследований.

В основе заинтересованного любопытства лежит желание узнать что-то новое и получить удовольствие от этого процесса, а в основе отстраненного любопытства — навязчивое стремление к неразборчивому потреблению любой информации. Последнее связано с нашим подсознательным желанием избавиться от неприятного ощущения, вызванного неизвестностью и неопределенностью.

Чтобы лучше разобраться в этом феномене, исследователи провели четыре эксперимента, в которых приняли участие, в общей сложности, свыше двух тысяч добровольцев. Оказалось, что люди, набравшие высокие баллы по шкале отстраненного любопытства не отличаются скромностью и самокритичностью. То есть, участники, выразившие согласие с утверждениями типа «Я могу потратить часы на изучение какой-то проблемы, потому что просто не смогу спать, не узнав ответ», соглашаются и с такими заявлениями, как «Когда кто-то пытается отрицать то, во что я верю, я воспринимаю это как личное оскорбление».

Два типа любопытства — очень разные и даже противоположные по своей природе

Заинтересованное любопытство можно считать светлой стороной тяги к знаниям, так как люди с этим типом любознательности в целом обладают более богатым интеллектуальным багажом, умеют различать уже известную и новую информацию, а также всегда готовы признать, что они могут ошибаться.

Отстраненное любопытство отражает темную сторону любознательности. Люди, склонные к такому типу любопытства, несмотря на неразборчивое потребление любой информации, знают мало. Им присущи не только безапелляционность и самоуверенность, но и низкий уровень критического мышления: они легко путают реальную и ложную информацию, плохо различают уже известные и новые сведения, готовы видеть смысл там, где его нет. Отстраненное любопытство способствует вере в откровенную дезинформацию и готовности делиться ею с другими людьми.   

При этом оба типа любознательности связаны между собой и вполне могут уживаться в одном человеке

«Если кто-то подумает: „Постойте, я подхожу под описание человека с отстраненным любопытством — я всегда дочитываю книги до конца, даже если он мне не нравятся, а если я не знаю ответа на какой-то интеллектуальный вопрос, я не успокоюсь, пока его не найду, — но в то же время я вовсе не отличаюсь безапелляционностью и никогда не распространяю дезинформацию“, — то, скорее всего, в этом человеке присутствует много заинтересованного любопытства, которое и спасает его от негативных проявлений темной стороны его тяги к знаниям», — поясняет один из авторов исследования Клэр Мари Зеделиус.