Поколение Z (зумеры) — это люди, которые родились между 1997 и 2012 годами. В 2025 году старшие представители этого поколения находятся в возрасте 28 лет и уже активно участвуют в трудовой деятельности, в то время как младшим исполнилось 13.
Вхождение в трудовую деятельность зумеров пришлось на период глобальных потрясений и кризисов. Современные исследования, опубликованные в отчете Cigna 360 Global Well-Being Survey, показывают, что зумеры — самое выгорающее поколение. 91% представителей поколения Z в возрасте 18-24 лет сообщают о стрессе на рабочем месте, а 98% демонстрируют признаки выгорания.
С точки зрения психологии на это положение дел влияют внешние и внутренние факторы — психологические особенности самих зумеров. Давайте разберемся, как сочетания внешних и внутренних факторов создают высокий риск предрасположенности зумеров к выгоранию.
Зумеры — первое поколение, которое раньше всех столкнулось с цифровыми технологиями и буквально выросло на них. Смартфоны и социальные сети всегда были значительной частью их повседневности, что привело к когнитивным искажениям восприятия устройства реальной жизни.
Особенности зумеров, приводящие к выгоранию
Идеализированные представления о работе
Зумеры часто приходят на работу с идеализированными представлениями, взятыми из соцсетей, — успех до 25 лет, высокий заработок, быстрое профессиональное признание, идеальные условия в команде. Столкновение с реальностью, наполненной рутиной, бюрократией, медленным карьерным ростом, низкой заработной платой, в начале карьеры вызывает сильное разочарование и стресс.
Зумерам важно быстро увидеть ценность и влияние своей работы
Деятельность, смысл которой не очевиден, с отдаленным во времени результатом, с накопительным эффектом, быстро приводит зумеров к апатии, потере мотивации и смысла в работе.
Перфекционизм культуры лайков
Многие зумеры, выросшие в культуре лайков, стремятся быть идеальными и испытывают огромное психологическое давление от ожиданий. Даже мелкая ошибка воспринимается ими как катастрофа, что ведет к сверхконтролю, истощению, а также прокрастинации и личностной отстраненности, как способу защитить свою психику от травматизации. Зумеры чаще других поколений (в том числе миллениалов) меняют работу.
Гиперподключенность и FOMO
Привычка постоянно быть онлайн (гиперподключенность), необходимость быть в курсе всего, страх упустить что-то важное (FOMO) приводит к искажению понимания границ — рабочие чаты, сливающиеся с личными, стирают эти границы, повышают психологическое давление на зумеров и провоцируют хронический информационный стресс и тревогу.
Привычка к быстрым откликам на запросы
Психологическая готовность и привычка к мгновенным и конструктивным откликам виртуальной среды (быстрый интернет, доставка за двадцать минут, мгновенные реакции, комментарии, отзывы) сформировала у зумеров бессознательные ложные ожидания о скорости среды реальной. Задержки, монотонность, неторопливость коллег, отсутствие быстрой и конструктивной обратной связи по работе приводят к разочарованию в устройстве профессиональной среды и снижают у зумеров способность справляться с неизбежной инертностью реальной жизни.
Сложности в коммуникации
У многих зумеров отмечается дефицит навыков межличностного взаимодействия, что опять же вызвано высокой качественной разницей форм виртуального и реального общения. Иными словами, прокачанные в виртуальных коммуникациях зумеры столкнулись с тем, что реальные коммуникации иные по форме и содержанию, им сложно разрешать конфликты в рабочем коллективе, строить долгосрочные профессиональные отношения и адекватно воспринимать критику.
Они скорее предпочтут уволиться, нежели решать проблемы с руководством в формате живого общения
Таким образом, если у бумеров и миллениалов выгорание обусловлено многолетней перегрузкой и чувством «я должен», то у неготовых терпеть и ждать зумеров оно связано с несоответствием ожиданий и реальности, сложностью реального общения, потерей смысла и нарушением границ.
Факторы внешней среды, усиливающие выгорание зумеров
Ситуацию с выгоранием зумеров усугубляют факторы внешней среды. Представители поколения Z вступают в трудовую деятельность с сильным желанием сразу найти значимую работу, личностный рост и рабочее место, которое соответствует их ценностям, а не просто получить зарплату. Однако конкретные рабочие места продолжают функционировать в рамках устаревших структур, которые приоритизируют продуктивность над благополучием и, сложные в контексте межличностных отношений, не пластичны.
Свой негативный вклад вносит и глобальная экономическая нестабильность. Рост цен на продукты питания, жилье, отдых погружает молодых людей в режим выживания, который оборачивается дистрессом, в полном соответствии с теорией стресса известного психолога Ганса Селье и теорией выгорания российского ученого Виктора Бойко — организм, долгое время сопротивляющийся внешним стрессогенным факторам, истощается на психологическом и физическом уровнях.
Культура перманентного кризиса
В 2022 году словарем Collins был введен специальный термин, который описывает состояние постоянной нестабильности и незащищенности, вызванное различными негативными событиями в мире: культура перманентного кризиса.
Именно в этой культуре с высоким градусом неопределенности, который проявляется во всех сферах жизни, и начали свой трудовой и карьерный путь зумеры. В результате возник сильный контраст высоких ожиданий от себя и культуры перманентного кризиса, который выявил уникальную уязвимость зумеров.
Когда реальность не соответствует их высоким стандартам, разочарование и фрустрация развиваются быстрее и интенсивнее, чем у предыдущих поколений
Старшие работники, имевшие более реалистичные (или заниженные) ожидания, могут лучше справляться с рутинными аспектами профессиональной деятельности, в то время как у зумеров проявляются симптомы выгорания, точно сформулированные одним из российских исследователей профессионального выгорания Наталией Водопьяновой — психоэмоциональное истощение, увеличение эмоционального и личного дистанцирования от работы, редукция профессиональных достижений (разочарование в себе).
Таким образом, выгорание среди представителей поколения Z представляет собой комплексный феномен, обусловленный уникальным сочетанием их психологических особенностей, мировой экономической ситуации, социокультурного контекста и структурных характеристик современного рынка труда.
