«Потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят»: как бабушки и матери передали нам страх одиночества | Источник: Кадр из фильма «Девчата»
Фото

Кадр из фильма «Девчата»

— Екатерина, как вы?

— Я плохо…

— Опишите, что произошло

— Я к нему и так, и так, а он словно меня игнорирует. Что плохого в том, что я хочу быть с ним рядом?

— Что вы чувствуете в этой ситуации?

— Мне больно.

— О чем ваша боль?

— Я чувствую себя ненужной, брошенной. Он меня не любит, да?

Я встречаю большое количество запросов у клиентов, преимущественно женщин, которые говорят, что хотят больше времени проводить со своим партнером, расстраиваются из-за его увлечений, отсутствия внимания. У каждой из них свои истории: у кого-то «футбол каждые выходные, а я дома одна», у кого-то «это разве нормально, что он так и ездит на свои встречи с друзьями? я же с подружками не встречаюсь» или «я ему пишу, пишу, а он отвечает только с десятого раза».

Таких историй много. И знаете, что чаще всего советует окружение? «Да отстань ты от него, тоже чем-нибудь займись». К сожалению, эмоции, которые испытывают мои клиентки, не просто про скуку, они про более глубинные эмоции. Они не пройдут за кофе с подругой или на занятии каллиграфией. Все эти ситуации объединяет чувство, которое создает странное ощущение волнения где-то в районе груди, необходимость срочно что-то предпринять и как-то действовать. И это тревога.

Корни тревоги: взгляд в историю

Мы поколение, которое все еще ощущает страх одиноких женщин. Тому причина — невообразимый послевоенный гендерный дисбаланс. По статистике, на 1 января 1945 года на каждые 100 женщин приходилось 28 мужчин1. Женщины боялись остаться одинокими, потому что было страшно в одиночку не прокормить детей, не справиться с хозяйством. Это страх на уровне ужаса, ведь он напрямую связан с вопросом жизни и смерти.

Были ли эти страхи высказаны вслух, кем-то услышаны, приняты? Нет, важно было, проглатывая страх, действовать. Не время и не место было этим эмоциям. Так выработался навык бояться быть одной, но не говорить об этом, а лучше даже не разрешать себе осознавать этот страх, но делать, что-то обязательно делать.

Этот навык, как форма носа или цвет волос, передается дальше от женщины к женщине, словно мама без слов говорит девочке: «Смотри, как надо действовать»

В 60-е отовсюду, подкрепляя страх, распевается «на 10 девчонок по статистике 9 ребят». И вот уже 70-80-е, и следующее поколение копирует поведение: много действует, мало чувствует. И только повторяет: «Главное — выйти замуж, главное — не оказаться той, которой не хватит того самого десятого». Делает много действий, привлекает внимание, тянет мужчину изо всех сил и, если уж нашла, — не отпускает.

Так и следующее поколение девочек подрастает, глядя на маму, которая очень боится потерять мужчину, которая готова удерживать, все прощать, только бы почувствовать, что не одна. Мужчины же, как будто сговорившись, даже находясь рядом, отстраняются, проявляют холодность. Вот он вроде рядом, а снова его недостаточно. Почему-то все равно страшно.

Инструкция к действию: как отпустить страх

Уже XXI век, соотношение женщин и мужчин составляет 98,11%2. Но какой-то необъяснимый страх снова заставляет чувствовать тревожащее жужжание. Уже никто не помнит, как и откуда он взялся, но как та старая статуэтка 1932 года, он переходит по наследству с одной полки антресоли на другую. Это не ваш страх, это страх матерей, бабушек, прабабушек. Возвращайте эти страхи своим предкам, а себе забирайте силу. Да, вы его унаследовали, впитали как форму поведения, видя ее в близких вам людях, жили с ним очень долго, возможно, даже сроднились, и без этого него первое время будете ощущать пустоту. Но вы справитесь.

Вы сможете сделать то, что предыдущим поколениям не удавалось

В момент, когда хочется запретить своему мужчине ехать к друзьям, или написать двенадцатое сообщение, сможете себя остановить и сказать: «Что со мной? Что меня толкает это сейчас делать? Чего я так боюсь? А это точно мой страх? А если вернуть себе ощущения, что я нужна? Что, если почувствовать, что я в безопасности? Если я сейчас возьму лист и выпишу на него все свои мысли? А что, если я напишу письмо моим предкам?»

О чем будет это письмо, известно только вам, но я бы предложила поделиться знанием о том, что этот всепоглощающий страх принадлежал не вам изначально, а им, вынужденным его испытывать ради выживания.

Опишите, что вы:

  • принимаете все страхи женщин своего рода,

  • возвращаете им их тяжелую ношу,

  • разрешаете и им, и себе быть смелыми,

  • разрешаете чувствовать, что все будет хорошо,

  • разрешаете верить своему мужчине.

На том же уровне ваша тревога, есть ли желание запретить мужчине встречу с друзьями или потребность отправлять ему очередное сообщение, когда вы написали письмо? Или вдруг пришло успокоение, на душе легче, больше никто изнутри не толкает что-то срочно сделать? Возможно, вам уже совсем из другого состояния захочется написать подруге и пригласить ее попить кофе, пока муж на футболе.

Право на чувство: дайте себе и другим быть услышанными

Это может быть история не о вас. Может быть, в вашей семье все было иначе: мужчины в роду были внимательными, заботливыми, всегда были рядом, и женщины унаследовали другие сценарии, другие привычки. Прабабушки, бабушки, мама были обласканы, чувствовали опору и безопасность. А может, наоборот, вы вспомнили, как прабабушка молчала о всех тяготах, но по глазам был виден весь груз сложностей, которые она несла. Как бабушке было тяжело одной, как сложно было маме тащить все только на своих плечах.

Поэтому в следующий раз, когда вы или ваша подруга будете описывать что-то подобное, спросите ее: как она, чувствует ли она себя нужной, чего она боится?

Дайте ей сказать все, что у нее внутри, не перебивая, не рассказывая, как действовать, тихо принимая все сказанное, освобождая место этим ощущениям. Дайте прочувствовать переживания и, взяв за руку, просто очень нежно спросите: «А что самое страшное во всем этом?» Ведь страшно не остаться одной, страшно жить чужими страхами и историями.

Дайте своей подруге и себе место для чувства, которое долго вытесняли, для которого не было места и время. Дайте себе его прожить, проговорить, выплакать, выписать на бумагу, осознать его корни и вернуть предкам. Оставив место для спокойствия за себя, оставив место для веры в мужчину и радости отношений.

Дайте стать себе свободной от страха, а ему — свободным от ваших порой чрезмерных объятий, которые душат. Может быть тогда, вот с таким состоянием, и мужчине не захочется бежать на футбол или еще куда-то, а захочется быть с вами, в вашем уютном состоянии спокойствия, нежности и теплоте. А себе дайте насладиться ощущением, возможно впервые появившемся в вашем роду: «Я женщина, я чувствую, и я больше не боюсь».

Маргарита Голикова

Сертифицированный коуч, эксперт кафедры «Коучинг» и «Трансперсональная психология» в «Академии социальных технологий»

Личный сайт

1 Данные взяты из Статистического сборника «Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», в качестве Приложения к еженедельному Статистическому бюллетеню ЦСУ СССР № 41 (540) от 11 ноября 1959 г.

2 По данным переписи население росстата в 2021 году в группе от 20 до 50 лет. А на 1 января 2022 года по возрастным категориям до 35 лет мужчины и вовсе преобладают.