1. «Меня задевают, а я молчу»: конфликт нарушенных границ
Вы терпите, хотя внутри кипит злость, позволяете обращаться с собой так, как вам неприятно, глотаете обиду, когда кто-то отбирает ваше время, ресурсы, внимание. Каждый раз сдерживаете себя и не говорите «нет».
Зато легко разрешаете себе съесть третий кусок пирога, вторую тарелку пасты, сладкое после ужина. Нарушение границ в жизни повторяется в еде. Злость, которую мы не проживаем, остается в теле и зачастую «запечатывается» в вес.
2. «Мне больно, но я не хочу это чувствовать»: подавленные эмоции
После психологической травмы (болезнь, развод, утрата, насилие) может казаться, что эмоции разрушают. И чтобы не чувствовать их, мы едим. Организм переключается: во время жевания мозг успокаивается, лобные доли, которые отвечают за анализ и контроль, отключаются. Пища становится средством выживания. Как анестезия. И со временем формируется самая настоящая зависимость.
3. «Я контролирую все — но хочу хоть где-то расслабиться»
В жизни вы опора для близких, управляющий, стратег. Но именно поэтому не выдерживаете напряжения и «отпускаете вожжи» в еде. Гиперконтроль на одном фронте вызывает потерю контроля на другом. Пища становится единственным пространством, где можно расслабиться, отпустить себя. Хоть на миг… А потом снова начать борьбу за место под солнцем, отвечая за себя и за других.
4. «Я не живу свою жизнь — но хочу хотя бы что-то контролировать»
И наоборот, когда ответственность за вашу жизнь берет кто-то другой (партнер, родители, обстоятельства), вы начинаете контролировать единственное, что осталось в вашей власти — тело. Постепенно жизнь превращается в регулярные диеты, запреты, ограничения, за которыми следуют срывы. Это конфликт между зависимостью и стремлением к свободе. И тело становится полем этой борьбы.
5. «Я не нравлюсь себе — и все равно мечтаю себя полюбить»
Вы начинаете диету, потому что ненавидите свое отражение в зеркале. Потом срываетесь. Чувствуете вину за срыв, критикуете себя и снова начинаете сначала. Это замкнутый круг самокритики и неудовлетворенности, «диетические качели», где жесткие ограничения сменяются срывом, а спокойствие не наступает никогда. Но стройность не приходит из ненависти. Она рождается из принятия и любви к себе — даже в нынешнем весе.
Тест: Склонны ли вы к психосоматическим заболеваниям?
- 1/8
Умеете ли вы проживать и выражать все эмоции, в том числе и «неудобные»?
Да, всегда стараюсь дать им выход
Зависит от ситуации: иногда это просто невозможно
Нет, некоторые приходится сдерживать и скрывать даже от себя
6. «Я должна быть привлекательной, сексуальной, женственной, а близость пугает»
Вес может быть телесной броней, когда близость пугает, особенно если в прошлом был болезненный сексуальный опыт. Психика выбирает безопасную стратегию: сделать тело «менее привлекательным» — и тем самым снизить вероятность контакта.
Вес — как щит. Он защищает от близости, от боли, от повторения прошлого. Непонимание в семье, потеря эмоционального контакта с партнером делает женщину закрытой, холодной. Нас не учили управлять своей сексуальностью, и привлекательное тело может стать объектом зависти, повышенного интереса, ревности или даже осуждения. Женщине порой проще спрятаться за лишние килограммы и жить в условной безопасности, не привлекая к себе внимания окружающих.
7. «Я должна справляться со всем — даже если не могу»
Чувствуете, что не имеете права быть слабой. Что все держится на вас. Чтобы нести на себе такой груз, тело становится «грузным». Вы буквально наращиваете вес, чтобы соответствовать масштабу ответственности. «Я большая. Я значимая. Я справляюсь».
Но на самом деле, вы очень устали. И вам нужна помощь. Но чтобы попросить о помощи, необходимо признать свою слабость и уязвимость. Готовы ли вы к этому?
8. «Я хочу вернуться туда, где меня любили, но это невозможно»
Когда в настоящем холодно, одиноко, страшно, еда возвращает туда, где было тепло и вкусно. В бабушкин дом, в мамины объятия, в вечер с подругой, в отпуск у моря.
Мы тоскуем и заедаем эту тоску, чтобы снова почувствовать: «Меня любят». Бабушкин пирог со смородиной, мамин торт со свечами на день рождения, бокал вина за душевным разговором с лучшей подругой, с которой можно было говорить обо всем на свете, мороженое в парке на первом свидании и его восхищенный взгляд. Грустно, но стоит признать, что сейчас это просто еда. Воспоминания останутся навсегда, быть может пора задуматься о настоящем?
9. «Я хочу изменить жизнь — но боюсь, что будет хуже»
Парадокс: вы мечтаете о переменах, но… боитесь их. Если я похудею — как изменится моя жизнь? Что скажет партнер? Не разрушится ли привычный, пусть и неидеальный, уклад?
Лишний вес, как якорь, удерживающий в знакомом, привычном. Потому что за пределами этой «зоны комфорта» — страх, тревога, неизвестность. Но здесь можно вспомнить выражение: вам даны паруса, а вы вцепились в якорь …
Вес — не враг. Он не «плохой» и не «лишний». Вес — маркер, симптом, сигнал. Иногда — попытка справиться, иногда — способ выжить, иногда — последняя надежда на то, что кто-то (может быть, вы сами) заметит проблему.
И если начать не с диеты, а с честного взгляда внутрь, можно услышать, что на самом деле говорит тело. И, быть может, впервые не наказать его за лишние килограммы, а поблагодарить за то, как долго оно вас защищало и указывало на точки роста.
Сегодня существует множество курсов и тренингов по быстрому избавлению от лишних килограммов. Но очень часто сброшенный вес возвращается, потому что истинный мотив для похудения скрыт за желанием стать лучшей версией себя, и это всегда так или иначе связано с нашей психологией. Когда уходят лишние килограммы, а в жизни ничего не меняется, то приходит разочарование, а за ним и возврат к прежнему весу. Чтобы сохранить здоровый подход к питанию и режиму жизни, сделав их привычкой, нужны более глубокие изменения и смелость.
Устали от постоянного стресса?
Совсем скоро у Psychologies состоится