Весной 2025 года интернет-пользователи обратили внимание на игру We Become What We Behold (переводится как «Мы становимся тем, что мы видим») — ролик с ней стал вирусным в TikTok благодаря одному из видеоблогеров. В нем показан игровой мир, который населяют персонажи с круглыми и квадратными головами. Их действия напрямую зависят от того, что они увидят на небольшом экране, а изображение на нем выбирает сам игрок.
We Become What We Behold появилась еще в 2016 году — по мнению создателей, она представляет собой сатирический комментарий о влиянии медиа и социальных сетей на общество, показывая, как выбор новостей формирует восприятие и поведение людей. Название игры основано на искаженной цитате канадского философа и исследователя СМИ Маршалла Маклюэна: «Мы становимся тем, что мы видим. Мы формируем наши инструменты, а затем наши инструменты формируют нас».
Главная идея We Become What We Behold — показать, как медиа, акцентируя внимание на определенных событиях (особенно негативных), усиливают социальное разделение и приводят к эскалации конфликтов
Игра иллюстрирует порочные циклы, где небольшие недоразумения между группами (в игре — кругами и квадратами) под воздействием медиа перерастают в ненависть и насилие. Это метафора того, как социальные сети и СМИ раздувают мелкие различия, превращая их в «чудовищные» конфликты.
Исходя из игрового процесса, We Become What We Behold обладает несколькими особенностями:
Дает возможность стать наблюдателем: игрок выступает в роли «журналиста», выбирая, что показать публике, а его выбор влияет на поведение персонажей;
Демонстрирует цикличность конфликтов: маленькие события, попавшие в «новости», вызывают цепную реакцию, усиливая напряжение;
Развивает критическое мышление: игра отражает, как жажда внимания (кликов, просмотров) толкает медиа на сенсации, а не на мирное разрешение конфликтов.
Чтобы понять, какие еще неочевидные стороны есть у этой игры и как она на самом деле показывает влияние медиа на человека, Psychologies попросил практикующего психолога сыграть в нее и поделиться своим мнением о ее смысле.

Клинический психолог
Как медиа влияют на общество
На примере игры «Мы становимся тем, что мы видим» можно наглядно увидеть, как СМИ могут влиять на общественные процессы. В ней раскрывается тема реактивного развития общественного конфликта и социальной агрессии под влиянием интерпретаций в СМИ конкретных событий, происходящих в обществе.
Информация о происшествии появляется на большом экране в центре площади и описывается эмоциональным кадром с лаконичным заголовком, который определяет наиболее значимую, по мнению журналиста, деталь события.
Множество других акцентов и контекстов просто игнорируются. Событие, которое по факту уже разрешилось, выглядит на экране иначе, представляется незаконченным и прямо угрожающим интересам зрителей. Изначальный его смысл катастрофизируется, а частный конфликт двух людей расширяется и представляется общественным. Для зрителей этот выделенный автором акцент становится сутью, определяющей их собственное отношение к событию.
Зрители эмоционально присоединяются к увиденному на экране конфликту и начинают действовать так, как будто они являются участниками описанного на экране события. В итоге они создают новые конфликты, которые также катастрофизируются автором заголовков, и появляются условия для реактивной динамики. Конфликты множатся, ненависть растет — все приходит к массовому насилию, в результате которого общество получает максимальный ущерб.
Как манипуляции приводят к насилию
Хоть эта манипуляция и выглядит простой, именно такой механизм общественным мнением лежит в основе множества шокирующих событий последних лет и последовавших за ними агрессивных действий.
Дело в том, что в нашей психике есть древний механизм, который делает человека максимально внушаемым тогда, когда он испытывает яркие негативные эмоции. Раньше этот механизм помогал выжить стае, а сегодня он делает общество уязвимым к грубым манипуляциям через СМИ.
Суть его заключается в том, что когда мы испытываем яркие негативные эмоции, у нас существенно сужается туннель мышления и вариативность выбора возможных действий. Если это происходит в рамках групповых процессов, мы можем вообще не утруждаться выбором поведения, а начинаем ориентироваться на видимое поведение наших лидеров и авторитетов.
Современные СМИ для большинства людей являются безусловными представителями лидеров общественного мнения. Поэтому для манипуляции общественным сознанием их представителям нужно всего лишь:
найти триггер, запускающий негативную эмоцию;
дать прямое или косвенное направление для социально приемлемого выражения этой эмоции в действии;
найти тех, кто это желаемое поведение первым реализует, и подкрепить это публичным одобрением через те же СМИ.
Таким образом запускается реактивный процесс, и общество начинает массово встраиваться и проявлять себя в заданном СМИ направлении.
В недалеком прошлом мы видели такой механизм в действии на примере реакции мирового сообщества на репортаж журналистки Николь Зедек, в котором она эмоционально заявила о том, что рядом с ней стоят солдаты, которые видели десятки убитых детей с отрубленными головами.
После этого видео мировое сообщество лояльно наблюдало, как армия Израиля атаковала ковровыми бомбардировками гражданские территории Палестины.
Долгое время никто не возмущался непропорционально агрессивным ответом Израиля на теракт в кибуце Кфар-Аза, даже несмотря на то, что журналистка публично признала, что ее заявление было ложью! Лишь когда интернет заполонили видеоматериалы с последствиями ударов, пелена внушения у многих начала сходить.
Как не поддаться влиянию медиа
Защититься от этого влияния иногда можно — вам просто нужно намеренно сохранять критику к сообщениям в СМИ независимо от источника. Возможно ли защититься обществу от бессознательной интеграции в провоцируемые СМИ социальные конфликты? К сожалению, нет. Единственное, что мы можем, это создавать социальные институты, регулирующие деятельность СМИ в этом направлении.