Аделина Батыр и Нуршат Акбергенова | Источник: Соцсети

Аделина Батыр и Нуршат Акбергенова

Фото

Соцсети

Торт в виде корпешек | Источник: Соцсети

Торт в виде корпешек

Фото

Соцсети

Последние три месяца пользователи Threads (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) следили за развитием конфликта между кондитером Нуршат Акбергеновой и блогером Аселиной Батыр из Казахстана, который все-таки дошел до суда.

Напомним, что в начале августа Нуршат рассказала, что заказчица не оплатила полную стоимость торта, которая составила 600 тысяч тенге (90 тысяч рублей), и перестала выходить на связь. После резонанса в соцсетях блогер публично усомнилась в том, что кондитерское изделие стоит так дорого, и обвинила кондитера в мошенничестве.

В итоге к концу месяца Нуршат подала в суд на Аселину и потребовала заплатить остаток за заказ за вычетом предоплаты — 500 тысяч тенге (75 тысяч рублей), а также 3 миллиона тенге (452 тысячи рублей) в качестве моральной компенсации.

1/3

Скриншот поста со страницы Аселины Батыр в Threads (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией)

Фото:

Соцсети

Какое решение вынес суд

29 октября судья Гульзада Рашкалиева огласила решение. Так, блогер должна заплатить кондитеру остаток за торт — 200 тысяч тенге (30 тысяч рублей), компенсировать моральный вред в размере 100 тысяч тенге (15 тысяч рублей), оплатить судебные расходы и государственную пошлину — около 4 932 тенге (700 рублей), а также опубликовать опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию Нуршат, в тех же соцсетях в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу. 

Представитель закона подчеркнула, что суд не принял во внимание накладные, чеки и квитанции кондитера, подтверждающие, что себестоимость работы составляет 440 тысяч тенге (66 тысяч рублей), поскольку они не содержат детализации и выданы задним числом, в конце августа, хотя товар был передан еще 3 августа. «Суд учитывает, что истец сама пояснила — торт был изготовлен из продуктов ресторана. Доказать расходы на приобретение ингредиентов истец не смогла, поэтому эти доводы суд признал несостоятельными», — объяснила она.

Однако, по словам Рашкалиевой, в соответствии с нормами гражданского законодательства у ответчика возникла обязанность оплатить работу

«Суд установил, что предоплата была внесена в размере 100 тысяч тенге (15 тысяч рублей), позднее 200 тысяч тенге (30 тысяч рублей) были также переведены, однако эта сумма была возвращена истцом ответчику. Учитывая признание ответчиком стоимости торта в размере 300 тысяч тенге (45 тысяч рублей), суд взыскал 200 тысяч тенге (30 тысяч рублей) в пользу истца с учетом фактически произведенных перечислений, их возврата и предоплаты», — подчеркнула судья.

Что касается обвинений Нуршат в мошенничестве в соцсетях Аселины, факт публикаций которых она оспаривала, то суд пришел к выводу, что они не соответствуют действительности: «Иск Акбергеновой к Батырбековой о защите чести, достоинства и деловой репутации удовлетворить частично. Признать не соответствующими действительности сведения, распространенные в сторис Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и Threads (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией)».

Заключение эксперта подтвердило, что сведения о мошенничестве относятся к конкретному лицу — кондитеру, публикация была распространена публично и носит порочащий характер, подрывая деловую репутацию. Рашкалиева отметила, что суд учел характер и масштаб публичного распространения, последствия для деловой репутации деятельности истца, степень общественного резонанса, руководствуясь принципами разумности, справедливости и соразмерности при определении размера компенсации.

Как отреагировали Нуршат Акбергенова и Аселина Батыр на решение суда

Нуршат Акбергенова восприняла решение суда как победу: «С самого начала я говорила и еще раз хочу подчеркнуть: дело не в деньгах! Я подала в суд не ради выгоды и не ради шумихи. Я сделала это потому, что никто не имеет права оскорблять другого человека, бросать необоснованные обвинения и распространять ложь особенно публично, в соцсетях, где слова имеют огромную силу».

По словам кондитера, для нее это вопрос принципа и уважения к себе, своей профессии, труду

«Если мы будем молчать в таких ситуациях, значит, мы позволяем нормализовать несправедливость и хамство. Я благодарна вам за то, что вы видите и понимаете это. Благодаря вашей поддержке я чувствую, что сделала правильный шаг не ради конфликта, а ради справедливости и самоуважения», — сказала она.

Кондитер, несмотря на удовлетворенность решением суда, подаст еще и апелляцию об оценке морального ущерба и оплаты. «С взысканными суммами истец не согласен и будет обращаться в соответствующую инстанцию и будет обжаловать решение первой инстанции», — объяснил ее адвокат Аржан Садуакас.

Сторона ответчицы пока никак не прокомментировала решение суда.

Как решение суда восприняли пользователи

Не все пользователи согласились с тем, что решение суда можно считать победой Акбербековой.

  • «Упс, нет. Вы проиграли. Зачем пошли в суд? Чтобы доказать, что торт стоит 600 тысяч тенге (90 тысяч рублей), а суд решил, что стоит ваш торт 300 тысяч (45 тысяч рублей), как Аселина и написала и предлагала. Поэтому я сразу же был на стороне Аселины, извините».

  • «Вы через суд требовали 600 тысяч тенге (90 тысяч рублей) за торт и еще моральную компенсацию. Аселина изначально была не против заплатить вам 300 тысяч тенге (45 тысяч рублей) за торт, перевела вам эту сумму, но вы ее вернули обратно и пошли в суд. Суд присудил ровно ту сумму, которую Аселина изначально вам и предлагала. Плюс из этих денег надо вычесть расходы на адвоката и судебные издержки. Так в чем победа?»

  • «Изготовить торт, чтобы потом за юриста оплатить 1,8 миллиона тенге (270 тысяч рублей), но суд даже частично не удовлетворил расходы на представителя, была ли там вообще оплата юристу от кондитера?»

  • «Требовала Нуршат не только 600 тысяч тенге (90 тысяч рублей) за торт, а еще и круглую сумму компенсации. Это вы называете — дело не в деньгах? Только потому, что кондитер фактически проиграла суд, она пытается сейчас писать и делать вид, что дело было вовсе не в деньгах, а в чем-то еще».

Есть те, кто поддержали кондитера и порадовались даже такому итогу.

  • «Блогер отказалась платить за торт вообще, заплатила половину, будет публиковать извинения, возмещает моральный вред. И именно она возмещает издержки по суду. Блогер проиграла. Просто суд уменьшил ее потери».

  • «Добро всегда побеждает! Если и суд вынес такую сумму, вы в этом деле выиграли и доказали! Рада за вас!»

  • «Поздравляю вас, не дали унижать себя и постояли. Впредь для таких людей, которые не платят по счетам, будет ценным уроком».

  • «Думаю, что большинство наблюдавших за всеми оскорблениями Аселины, а также как она не постеснялась съесть торт, не заплатив за труд кондитера, не очень довольны таким решением суда. Поэтому предлагаю поддержать Нуршат и остальную сумму компенсировать переводами. И это уже будет решение народного „суда“».

  • «Моральная победа хотя бы в том, что Аселина публично орала, что принципиально платить не будет. Теперь будет. Плюс расходы на суды и адвокатов. А кондитеру полгода резонансной рекламы — это дороже денег. Если выбирать из „не оплатит совсем“ и оплатит через суд, то тут 100% победа».

Некоторые комментаторы напомнили, что блогер подала встречный иск, по которому еще не вынесено решение. И если он будет удовлетворен, то победа кондитера точно окажется под вопросом. «А вот за свою репутацию Аселина подала в суд, еще один ее выигрыш ожидается.

Изначально кондитер не права, могла бы согласиться на 300 тысяч тенге (45 тысяч рублей)», — резюмировал один из них.

Опрос

А как вы оцениваете решение суда по этому делу?

  • Справедливо! Каждый получил то, что заслуживает
    %
  • Не очень доволен(-льна), кондитер должна получить больше!
    %
  • Я считаю, что блогер все сделала правильно и не должна платить
    %