«Ревнует и бьет — значит любит»: почему порой мы так искажаем представления о любви
Фото

Кадр из фильма «Берлинский синдром»

Убеждения, искажающие здоровую картину любви, сформировались у женщин в менталитет жертвенности, терпимости и всеобъемлющего прощения. Но времена меняются. Сегодня женщины активно зарабатывают, становятся независимыми и способными самостоятельно обеспечить себя и своих детей — необходимость терпеть насилие и агрессивное поведение партнера отпала.

Правда, патологии психики всегда существовали и, к сожалению, будут существовать. А значит, продолжают встречаться немало мужчин с агрессией, врожденной или приобретенной жестокостью, маниакальным расстройством, патологической ревностью или паранойей. Все эти состояния, при которых насилие над другим человеком доставляет удовольствие, не связаны с любовью. Они также не зависят от действий, поступков, слов или поведения партнерши.

Причины этого могут быть разными: от определенного психотипа личности до приобретенных травм, связанных с ощущением недолюбленности или отвергнутости

Патологическая ревность, например, может уходить корнями в детские переживания. Часто ее истоки относятся к формированию ранней связи с матерью. В ситуациях разлуки, эмоционального отстранения или полного ухода матери младенец не способен осознать и пережить утрату, ему остается постоянно испытывать дефицит любви и ласки. Тогда появляется базовое недоверие к людям и миру, постоянный страх и беспокойство в близких отношениях, которые могут проявляться в неадекватном поведении.

Так, если ребенок не получил достаточной заботы и эмоциональной поддержки от родителей, то формируется ненадежная привязанность, которая во взрослом возрасте порождает базовое недоверие и страх в близких отношениях.

Любовь в свою очередь основывается на бережном и уважительном отношении к партнеру, заботе о его физическом и психическом здоровье, поддержке и эмпатии, которая часто просто отсутствует у пациентов с клиническими пограничными расстройствами психики.

Если вы столкнулись с физическим насилием, то единственно правильный выход — уходить, не оглядываясь

Физическое насилие — это проявление глубоких психологических травм. Не позволяйте страху, стыду, вине, угрозам или финансовым трудностям удерживать вас. Сначала нужно выйти, а затем обратиться к психологу, чтобы разобраться, как вы попали в эту ситуацию и как избежать ее повторения в будущем. Ваша безопасность — это первостепенная задача, и угроза жизни и здоровью требует немедленных действий. Чем дольше вы остаетесь в таких отношениях, тем более разрушительные последствия это может иметь для вашей психики.

И если лечение «ревнивца» возможно, но оно будет долгим и глубоким, со специалистами и препаратами, то абьюз практически неизлечим. Единичные случаи существуют, но только если агрессор обращается за помощью по собственной инициативе и готов к серьезной внутренней работе.

Чтобы не оказаться в разрушительных отношениях, важно научиться распознавать деструктивные паттерны и вовремя отслеживать переход своих личных границ. Сегодня как мужчины, так и женщины переходят от уровня выживания к совместному развитию, духовному росту и построению глубоких и доверительных отношений, основанных на любви и взаимопонимании с разговорами по душам и диалогами при конфликте.

Инна Ермакова

Практикующий психолог, эксперт в сфере семейной психотерапии, зависимостей и созависимостей, кризисов и травм, нарушения пищевого поведения