Кадр из документального фильма «Мертвая мамуля» (Mommy Dead and Dearest, 2017)
По данным телеграм-канала Baza, россиянка Лидия Рудольская собирала деньги на лечение сына как минимум с 2021 года. За это время ей удалось получить больше 35 миллионов рублей: эту сумму женщина планировала потратить на якобы пересадку костного мозга для своего сына в Израиле. Однако врачи, которые обсуждали с ней возможное хирургическое вмешательство, при обследовании мальчика так и не смогли найти ни диагноза, ни показаний к операции. Они заподозрили Лидию в обмане и в правоохранительные органы.
Сборы Рудольская проводила в соцсетях: в описании одной из свой страниц она отмечала, что ее цель — собрать 500 тысяч долларов США. В постах она показывала видео с сыном, сопровождая ролики подписями «остановись и помоги мне завершить сбор» и «завтра меня может не стать, если вы пройдете мимо». В 2025 году женщина также связывалась с благотворительными фондами — например, проектом «Спаси меня», на сайте которого , что у 14-летнего Саши «редкий комбинированный первичный иммунодефицит», а сам мальчик якобы перенес «94 операции».
«Из-за тяжелого самочувствия мальчик не смог даже спуститься из палаты. Удалось встретиться только с его мамой, Лидией. Лидия рассказала, что Саша совсем обессилен. Он не хочет ни разговаривать, ни заниматься творчеством, просто лежит и смотрит в пустоту, — в заметке на сайте фонда. — И уже на следующий день мы получили новость о том, что Саше стало хуже, его перевели в реанимацию. Мы очень надеемся, что мальчик сможет пережить очередной кризис».
При этом сборы на лечение начались как минимум в 2021 году — как СМИ, все началось с того, что у мальчика пошла кровь из носа, что очень испугало Лидию. Врачи якобы сообщили ей, что у Саши проблемы с носовой перегородкой. Со временем Лидия начала подозревать у сына более серьезные заболевания, на лечение которых она начала собирать деньги.
Медиа и соцсети предполагают, что на самом деле проблема в психиатрии — синдроме Мюнхгаузена, психическом расстройстве, при котором человек выдумает заболевания и их симптомы с целью привлечь к себе внимание и эмпатию окружающих. В случае же с Рудольской речь может идти о делегированном синдроме, поскольку женщина лгала о собственном сыне и придумывала для него новые и новые диагнозы.
Читайте в нашей статье об одной из самых громких историй делегированного синдрома Мюнхгаузена «Убить собственную мать: кто такая Джипси Роуз Бланшар»
Мнение специалиста

Что такое синдром Мюнхгаузена
Синдром Мюнхгаузена представляет собой психологическое расстройство, родственное симуляции и индуцированному бреду в его хроническом и навязчивом проявлении. В отличие от всем понятной симуляции симптомов болезни, целью синдрома Мюнхгаузена является не внешняя выгода, а принятие роли пациента и получение внимания со стороны медицинского персонала и/или опекающей фигуры.
Причины и механизм развития заболевания остаются мало изученными, но сегодня медицинская наука предполагает ключевую роль стечения ряда факторов:
глубинных личностных нарушений, близких к с пограничным или нарциссическим расстройствами;
неблагоприятной обстановки в окружении пациента;
невозможности совладать со стрессом и т. д.
Название расстройства происходит от имени известного литературного персонажа — барона Мюнхгаузена, прославившегося своими небылицами о собственных подвигах
Британский психиатр Ричард Ашер в 1951 году предложил этот термин, проводя аналогию между фантазиями барона и поведением пациентов, которые искусно симулируют или даже вызывают у себя симптомы болезней, преследуя не материальную выгоду, а психологическую потребность во внимании и роли пациента. В современной классификации (DSM-5) это состояние обозначается более точным и нейтральным термином — «искусственное расстройство, навязанное себе».
Клиническая картина этого состояния характеризуется демонстрацией разнообразных, часто впечатляющих (врачей и окружающих), правдоподобных симптомов, которые никак не подтверждаются объективными диагностическими методами. Пациент или его опекающее лицо могут очень хорошо разбираться в клинической терминологии, требовать частой госпитализации, описаны даже случаи, когда пациенты умели искажать данные некоторых исследований (например, напрягая ноги, имитировать повышенное кровяное давление при работе тонометра).
Что такое делегированный синдром Мюнхгаузена
Делегированный синдром Мюнхгаузена представляет собой опасную форму жестокого обращения с опекаемой фигурой, при которой опекун (чаще мать) способствует симуляции или провоцирует физические симптомы у зависимого лица (обычно ребенка), чтобы косвенно удовлетворить свою потребность во внимании и признании со стороны медицинского персонала или даже чиновников системы здравоохранения.
Заинтересованное лицо при этом активно фальсифицирует историю болезни, может вводить опекаемому опасные вещества или причинять иной вред, затрудняя диагностический поиск.
При этом опекун почти всегда демонстрирует образец заботливости
Врачам без достаточных навыков или экспертизы в области наук о психике очень трудно бывает поставить диагноз, особенно с учетом того, что многие врачи работают по шаблону и с дефицитом времени. Наиболее главным симптомом делегированного синдрома Мюнхгаузена является исчезновение симптомов у опекаемого лица при разобщении с опекуном. Несмотря на кажущуюся простоту «схемы», эта болезнь несет прямую угрозу жизни и здоровью ребенка из-за риска ненужных медицинских процедур, внутрибольничных инфекций и жестокого обращения с пациентом со стороны опекающего.
Что современная нейронаука говорит об этом
Современная нейробиология, опираясь на ограниченные (из-за редкости расстройства) исследования вроде фМРТ, рассматривает синдром Мюнхгаузена через призму нарушений в нейронных сетях, отвечающих за обработку эмоций, вознаграждение и саморегуляцию.
Предполагается, что в основе могут лежать нарушения работы префронтальной и передней поясной коры, приводящие к нарушению контроля над импульсами и оценкой последствий своих действий, а также аномалии в лимбической системе (регулирует память и эмоции), связанные с поиском подкрепления и дефицитом эмпатии к себе. Описаны и нарушения в дофаминергической системе вознаграждения, при котором внимание и забота, получаемые в роли пациента, становятся патологическим, но субъективно значимым подкреплением, замещающим нормальные для большинства людей социальные стимулы.
Таким образом, нейробиологические модели пытаются объяснить это сложное поведение как комбинацию нарушенного эмоционального опыта, дефицита самоконтроля и искаженного механизма получения удовлетворения. Связь расстройства с дофаминергической системой дает основания полагать, что в серьезных случаях, пациентам может быть оказана медикаментозная поддержка нейромодуляторами.
Что делать, если вы подозреваете это расстройство у своего близкого
Поскольку синдром сам по себе требует тщательного медицинского обследования, которое точно должно исключить опасные или значимые для жизни состояния, очень часто близкие люди находятся в иллюзии беспомощности системы здравоохранения в лице конкретного пациента.
Прежде всего, подозрительными тут выглядят несколько признаков (перечислим далеко не все):
Многократная история госпитализаций пациента, обычно не менее 3-5 раз, при этом диагноз так и остается неясным
Ко времени госпитализаций, как правило, состояние таких пациентов начинает ухудшаться, хотя явных поводов для этого нет: лег человек обследоваться, и очень удачно попал в обострение состояния
Заинтересованное лицо может выдавать себя за медицинского работника, который «тоже что-то понимает в медицине»
У пациента нет никакого ответа на стандартные методы лечения, как будто ему «очень не повезло» с болезнью
Пациент очень настойчиво требует провести то или иное исследование, хотя в конкретный момент оно может быть вообще не показано, так как противоречит медицинской логике
Расхождение субъективных симптомов и объективных данных
Риск расстройства тем выше, чем больше описанных феноменов сочетаются между собой.
Встречались ли вам люди с синдромом Мюнхгаузена, как вы думаете?
- Нет, просто обычные ипохондрики попадались%
- Да, теперь мне понятно, что это было!%
- Никогда не доводилось сталкиваться с подобным%
- Это я, только никому не говорите%
- Просто покажите результаты%