Сериал «Король и Шут» оправдывает надежды и вызывает ностальгию: комментарии зрителей и психолога

В 2023 году исполняется 10 лет со дня смерти Михаила Горшенева — лидера и сооснователя группы «Король и Шут». Сериал довольно подробно рассказывает о том, как создавалась будущая легенда русского панк-рока, о самом Горшке и его творчестве, о выборе названия группы, первых концертах и закулисной жизни музыкантов.

Но настоящей фишкой стало погружение в мир фантазий и творчества главных героев. Князь и Горшок встречаются с персонажами, о которых поют. Эта своего рода шизофреническая фантасмагория как нельзя лучше погружает и зрителя во вселенную «Короля и Шута».

Отзывы зрителей

«Воспоминания из детства у меня с этим связаны, как раз теплые и светлые — пронизаны этой группой. Дочери друзей моих родителей, которым тогда было по 12, везде слушали их на плеерах или дома с дисков. И вот само собой так и получилось, что в свои 7 я наизусть мог спеть 2 альбома „КиШа“. Когда подрос, купил себе электрогитару и даже пытался сколотить свою группу. Спустя много времени детские и подростковые занятия отошли в угоду взрослым делам, но их музыка сопровождает меня до сих пор. Их страшные сказки в куплетах песен я уже скоро буду давать слушать и своим детям», — Николай Куксенко — 8956

«Я был на концерте группы в 2009 году, и атмосфера в сериале полностью повторила все те эмоции, которые я испытывал. Моментами можно забыть, что это сериал, ты как будто бы погружаешься с головой в этот мир, и кажется, что так и было на самом деле, вся эта сказка оживает и погружает в себя, как в те года, когда мы брали на рынке кассеты и слушали в наушниках „Будь как дома, путник“», — Zoht.

«Главное, ради чего все это стоит смотреть, это то, как воплощен Горшок. Попадание почти стопроцентное, причем в образе как Горшка-студента, так и маститой звезды сцены в гриме. Достаточно посмотреть записи с концертов и интервью, чтобы ощутить правдоподобность. Даже манера речи предельно точно воспроизведена: сумбурность, спешность, излюбленные им просторечные обороты… Человек, у которого энергия и мысль обгоняли способности речевого аппарата.

Как я понимаю, в этом одна из ключевых идей: борьба Михаила со своим внутренним демоном, с безумием, который принимает здесь облик Шута с логотипа банды

Его безумие было неконтролируемо, и счастье, когда удавалось направить его в творческое русло. Здесь показывается трагедия типичной рок-звезды, для которой целого мира мало, и поэтому он живет на полную катушку. И вокруг него: безрадостная эпоха 90-х, насилие и беспредел на улицах и в клубах. В этом он видит излюбленную им анархию, но пока не готов признать, что это именно то, о чем он мечтал после прочтения трудов теоретиков анархизма», — MIQUALLE — 8387.

«В первой серии появляется персонаж Шута — образ зависимости Горшка, такой воображаемый персонаж, который шепчет гадости Горшку. Грим и дизайн просто ужасен. Этот персонаж не пугает, не веселит, просто вызывает отторжение», — a.polovinkin.1989

«Король и Шут — это нечто теплое, доброе панковское и прекрасное из детства. И я причисляю себя к фанату группы. Все написанное ниже — субъективное мнение. <…> Сериал получился довольно ламповым, если принять факт влияния Князя на него и закрыть глаза на все косяки. Это не байопик, это вольный и субъективный пересказ интересных и веселых моментов из жизни группы, сдобренный фэнтазийными зарисовками, основанными на песнях группы… Я сам удивляюсь, что пишу это, но мне интересно, что будет дальше», — Nikita Glushakov

«Меня как человека, который неровно дышит к творчеству группы „Король и Шут“, заинтриговало увиденное, и буду ждать следующих серий, чтобы сделать окончательный вердикт», — akimpiterrazm

«Воображаемый друг для подростка»

Владимир Щербинин, гештальт-терапевт

Мне слишком тесно взаперти,
И я мечтаю об одном:
Скорей свободу обрести,
Прогрызть свой ветхий старый дом,
Проклятый старый дом!

Трогательно, забавно и романтично. Подросток (паспортный возраст не имеет значения) — человек, стоящий одной ногой в детстве, а другой во взрослой жизни. Этот переход связан с невыносимой душевной болью, утратой сказочного мира, в котором однозначны и определенны добро и зло. Переносить душевную боль труднее физической, так как она не имеет локализации — болит вообще все. Отсюда самоповреждающее поведение как попытка локализовать эту боль, чтобы хоть немного облегчить страдания.

Взрослая жизнь видится подростку невыносимо душной от «равнодушия», «лицемерия» и «конформизма», которые подросток видит везде вокруг себя. Свобода видится, с одной стороны, спасением, с другой — вызывает ужас перед неведомой еще пока и непонятной «фигней» — ответственностью, которая часто в голове подростка неотделима от вины.

Подросток живет с ощущением своей бессмертности и безграничности (вся жизнь впереди, можно позволить себе сейчас жить «начерно»)

Ограничения вызывают протест, но истинные свобода и нонконформизм еще пока ему недоступны и непонятны, а потому выражаются отрицанием и часто асоциальным поведением.

Перед человеком, стоящим на пороге взрослой жизни, уже в полной мере со свойственной им безжалостностью встают экзистенциальные вопросы: кто я, зачем я здесь, как мне быть с осознаванием собственной смертности, как мне быть с пониманием, что больше нет людей, которые будут создавать для меня смыслы. Ведь авторитет родителей уже разрушен, а опереться на собственную идентичность еще не получается — идентичность эта еще пока слишком хрупкая.

«КиШ» предлагают подростку разговор «без дураков» на все эти темы. В творчестве группы он с благодарностью находит отражение происходящего в его душе, сочувствие его переживаниям, возможность не оставаться со всем этим наедине. Позже, когда человек взрослеет (не зависит от паспортного возраста), воспоминания о таком друге вызывают ностальгические переживания. И я смотрел фильм именно с этими чувствами».

Владимир Щербинин
Владимир Щербинин

Психолог, гештальт-терапевт, супервизор, член Общества практикующих психологов «Гештальт Подход»

Личный сайт