Шут или герой времени: чему стоит поучиться у Моргенштерна?

Карьера Моргенштерна* в шоу-бизнесе началась не так давно, но практически сразу он стал лидером всех музыкальных чартов, блогером с миллионной аудиторией и, пожалуй, самым обсуждаемым артистом страны.

То сожжет 100 тысяч рублей на камеру, то пожертвует на благотворительность 666 тысяч, то получит звание «Женщина года»… А новым поводом для разговоров стал скандал, который рэпер устроил на премии Муз-ТВ после того, как проиграл в номинации «Лучший исполнитель».

И пока подростки «фанатеют» от нового кумира, родители в ужасе — какой пример он подает детям? Поет о сексе, больших деньгах, призывает к нездоровому образу жизни… Как мы видим, эмоции одолевают всех. Но почему?

Моргенштерн* — важная социально-психологическая фигура, уверена психотерапевт Ирина Белоусова. «Есть впечатление, что все, что мы наблюдаем, — интересная постановка, которая придумывается на ходу изворотливым мозгом, — поясняет она. — Это серьезные «психологические шахматы», и для меня лично в этом состоит творческий гений Моргенштерна*.

Алишер (это настоящее имя рэпера) показывает публике картинку, которую протестные личности любят, а консервативные ненавидят. Первые платят, а вторые поднимают эмоциональную волну и в итоге тоже платят. И это все никак не меняет реальность — никакую, кроме финансовой реальности Алишера».

Так на каких именно эмоциях играет Моргенштерн*?

Интерес

Он идет вразрез со всем, что попадается под руку: с социальными, экономическими, политическими нормами. «Алишер выворачивает наизнанку не только нравственные устои, но и свои собственные слова. Демонстрирует «нулевой» стыд. И при этом успешен.

Именно это создает мощный отклик в подростковой среде, внутри которой нормален протестный вектор», — подчеркивает Белоусова. Кроме того, рэпер хорошо зарабатывает и открыто показывает свое доминирование.

«Деньги и статус всегда были сексуальны — это записано на подкорку человека. Это основа конструкта харизмы, и люди всегда будут идти именно за такими персонажами. Согласитесь: даже если вы уже давно не подросток, от денег и власти не отказались бы. Поэтому и вы украдкой, но подсматриваете», — поясняет психолог.

Страх

Родители боятся всего, что транслирует Алишер. «Поколение отцов сильно переживает за собственную воспитательную недостаточность. И правильно делает: дыры в том, что касается авторитетности, выявляются на раз, если вдруг пример, который подает Моргенштерн*, становится значимее, чем пример, который подает мама или папа.

Это, с одной стороны, унизительно для родителей. С другой стороны это лишь жесткое столкновение с реальностью: это мы воспитываем детей так, что они готовы бежать за иллюзорной и далекой фигурой знаменитости на спорткаре… Но как приятно вести войну с «ветряной мельницей» вместо того, чтобы признать поражение и найти время для ребенка!» — отмечает Ирина Белоусова.

Шут или герой времени: чему стоит поучиться у Моргенштерна?

Гнев

Многие взрослые сами с удовольствием выразили бы протест против некоторых жизненных реалий, но не могут себе этого позволить: им есть что терять. В связи с этим у них рождается гнев по отношению к человеку, который разрешает себе вкусить запретный плод бунта, считает психолог.

«Утрата власти — еще одна причина гнева. Когда ребенок перестает быть покладистым малышом и становится строптивым подростком, многие родители чувствуют бессилие, — говорит Белоусова. — Они не хотят искать к нему подход и решать семейные вопросы, они не заботятся о том, чтобы дома было эмоционально тепло и сепарационный кризис прошел в позитивном ключе. Но постарайтесь понять: есть большая разница между властью и любовью».

Зависть

Когда-то в юности некоторым из нас тоже хотелось попасть на звездный небосклон, но мы не осмелились. «Мы мечтали о красивой карьере, классных машинах, милой девушке рядом, социальном успехе… И была сотня шансов, которые мы упустили. Напоминание об этом здорово «бьет» по нарциссизму: ты этого не сделал, вода утекла.

*И тогда фигура Моргенштерна* вызывает зависть. От того, что мы испытываем это чувство, не изменятся ни наша социальная успешность, ни состояние банковского счета. Но мы все еще можем выбрать сферу, в которой действительно хороши, и использовать агрессию в созидательных целях», — напоминает Ирина Белоусова.

Стратегия Шута всегда выходит за рамки стереотипов

В свою очередь аналитический психолог Ольга Сус подчеркивает: в фигуре Моргенштерна* максимально полно раскрывается архетип Шута, который во многом и объясняет феномен успеха рэпера.

«Архетип Шута проявляется в людях-творцах, которые играют и развлекают общество. Им позволено нарушать правила, принятые в этом социуме. Они умеют одновременно и радоваться, как дети, и экспериментировать. Но их стратегия всегда выходит за рамки стереотипов, переворачивает привычное с ног на голову, заставляет задуматься», — объясняет психолог.

При этом у одних и тех же людей бывает не только светлое, но и теневое проявление архетипа, что также видно на примере рэпера. «Если в светлом проявлении это юмор, ирония, свобода, то в теневом — безответственное поведение, лень, обжорство и любой другой вид разнузданности», — говорит Ольга Сус.

«Шут всегда правдив и ложен одновременно, — соглашается Ирина Белоусова. — Но эти две стороны есть в каждом из нас. Разница лишь в том, что он смелее, он действует, а остальные не желают себе этого позволить, прячась в запретах. Путь Шута — и есть его творчество. А творчество, по сути, — управляемый психоз, открывающий доступ к бессознательному, самой мощной части нашей психики».

* выполняет функцию иностранного агента

Об экспертах

Ирина Белоусова

Ирина Белоусова — врач-психотерапевт, психиатр, психолог, член РОП.

Ольга Сус

Ольга Сус — аналитический психолог.