Синдром восьмиклассника: что это такое в психологии, симптомы и причины | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что значит синдром восьмиклассника

Синдром восьмиклассника — это эмоциональное состояние, при котором человек считает, что он обладает особым мышлением, и стремится быть не похожим на остальных. Такие люди ощущают, будто они — единственные, кто по-настоящему видит устройство мира, и транслируют это через высокопарные выражения, стихи (зачастую мрачные), посты в соцсетях.

Синдром восьмиклассника стал известен после того, как в одной из японских радиопередач описали похожее поведение и употребили термин chuunibyou. Дословно он переводится как «синдром второго года обучения в средней школе», что примерно равно восьмому классу в России.

В психологии этот синдром не считается диагнозом: обычно он возникает у подростков 13-15 лет и является частью взросления. Однако такое мировосприятие во взрослом возрасте может быть тревожным знаком.

Причины синдрома восьмиклассника

Специалисты отмечают, что синдром восьмиклассника связан с внутренним конфликтом у подростков. В нормальной ситуации это временное психологическое состояние, характерное для подростка в период формирования идентичности. Как правило, в этот период запускается развитие абстрактного мышления, обостряется эмоциональная чувствительность, меняются авторитеты.

«Это переходный момент между детством и взрослостью. Подросток ощущает себя уже не ребенком, но еще и не взрослым. А значит, старые роли больше не подходят, а новые еще не найдены, — поясняет Елена Медведева, клинический психолог и специалист сервиса Alter. — Внутри рождается тревога, которая выражается:

  • в отказе от внешних норм;

  • в поиске «своего» образа (часто — чрезмерно театрального);

  • в постановке острых философских и экзистенциальных вопросов;

  • в потребности резко дистанцироваться от «обычных» людей.

За этим кроется важнейшая задача возраста — отделение и индивидуализация. Подросток пробует мир «на вкус», создает собственный стиль мышления, отстраивает личные границы — пока еще неуверенно и неуклюже».

Появление синдрома восьмиклассника во взрослом возрасте чаще всего связано с непройденной самоидентификации и проблемами с самовыражением. Например, такое состояние может возникнуть, когда человек пытается «спрятаться» от проблем взрослой жизни или при неудовлетворенности своей реальной жизнью.

Признаки синдрома восьмиклассника

Вот наиболее распространенные симптомы синдрома восьмиклассника:

  • убежденность в своей исключительности;

  • интерес к мистике, философии, потусторонним темам;

  • презрение к «обычности», социальной норме, правилам;

  • максимализм, крайности в суждениях;

  • театральность в поведении и речи;

  • потребность в выражении внутреннего конфликта через стиль, речевые обороты и идеализацию кумиров;

  • болезненная чувствительность к критике;

  • желание дистанцироваться от семьи, школы, сверстников.

«Важно: это не игра и не эпатаж ради внимания, а часто — форма эмоционального выживания. Такая позиция защищает то, что внутри еще только формируется», — считает психолог.

Основные

Во взрослом возрасте синдром восьмиклассника имеет свои особенности проявления. Елена Медведева выделяет следующие.

  1. Ощущение, что вас никто не понимает. «Восьмиклассник» может отдаляться от семьи, отказываться делиться тем, что у него на душе, раздражаться на повседневные разговоры.

  2. Потребность демонстрировать интеллектуальное превосходство. Например, человек часто критикует чужие вкусы или нарочито ставит в противовес «высокую» культуру.

  3. Раздражение по отношению к «массе». «Восьмиклассник» может пренебрежительно отзываться о своем окружении, массовой культуре, правилах и традициях.

  4. Выделяющийся имидж. Человек с таким синдромом зачастую придерживается вызывающего стиля, бросает эпатажные взгляды и отрицает все «обычное».

  5. Трудности в близких отношениях. «Восьмиклассникам» сложно общаться с близкими: под видом независимости он старается всячески избежать сближения, ему тяжело быть уязвимым и воспринимать критику.

Что делать при синдроме восьмиклассника у подростка

Психологи не считают синдром восьмиклассника болезнью. У подростков это явление проходит самостоятельно по мере взросления, поэтому на данном этапе важны поддержка и понимание родителей.

Однако иногда синдром восьмиклассника может стать опасным: например, когда у ребенка наблюдается депрессивное состояние, потеря друзей или если синдром проявляется у взрослого человека. В таком случае лучше обратиться за психологической помощью, чтобы избежать серьезных последствий.

Если вы заметили признаки синдрома восьмиклассника у своего ребенка, не стоит в спешке искать методы, как избавиться от него — наиболее важно помочь подростку пережить этот этап безопасно.

Следующие советы от эксперта позволят дать поддержку вашему ребенку.

Слушайте, о чем говорит подросток

Важно с интересом, без спешки и оценок слушать ребенка. Например, фразы «не выдумывай», «такие мысли есть у всех в твоем возрасте», «ты еще ничего не понимаешь» могут вызвать отторжение у подростка. А такой ответ на его переживания, наоборот, поддержит ребенка: «Ты сейчас ощущаешь себя не на своем месте? Расскажи, как ты это чувствуешь».

Уважайте поведение и точку зрения подростка

Даже если вам кажется, что подросток ведет себя нелепо и театрально, постарайтесь понять его и найти слова поддержки. Например, ребенок может заявить, что хочет бросить школу. В таком случае эксперт советует не давить на него обязательствами, а дать ребенку ощущение безопасности.

«Попробуйте подобрать фразу, которая даст подростку уверенность, что вы рядом. Например: „Похоже, сегодня тебе особенно трудно. Я здесь, если ты хочешь, можем обсудить, что случилось“.

Ненавязчиво поддерживайте контакт

Подростки-«восьмиклассники» обычно отстранены и молчаливы: они часто закрываются в своей комнате и избегают общения. Если вы в ответ на такое поведение будете делать резкие замечания или использовать сарказм, ребенок будет чувствовать отторжение и непринятие. Вместо этого дайте ему понимание, что вы всегда рядом и готовы поговорить о любых его переживаниях.

Давайте возможность проявляться

В подростковый период человек обычно стремится выделиться из толпы с помощью внешнего вида, мыслей, интересов. Постарайтесь не ограничивать эту свободу, если новые увлечения не угрожают безопасности, и покажите свою заинтересованность.

Ищите компромиссы

Если подросток перестал видеть в вас авторитет и отказывается выполнять ваши просьбы, постарайтесь мягко отстаивать свои границы и не давить на него. Психолог советует давать ребенку ощущение принятия и находить компромиссы.

Например, в ответ на его нежелание прийти домой вовремя можно использовать следующую фразу: «Мне важно, чтобы мы договорились. Я понимаю, что ты хочешь больше свободы. Давай обсудим, как это может работать для нас обоих».

«Синдром восьмиклассника — это не сбой, а рост. Просто он не всегда происходит тихо. Возможно, сейчас ваш подросток осмысляет не только школьную программу, но и свое место в жизни, часто пытаясь обрести опоры через использование цитат, манифесты, философские размышления. Он пока не знает, кем хочет быть. Но точно уже начал этот путь», — считает Медведева.

Синдром восьмиклассника у взрослого

Если вы взрослый и по описанию подозреваете у себя синдром восьмиклассника, не стоит паниковать. Возможно, вы просто только сейчас начали проживать то, что было отложено психикой по тем или иным причинам.

Елена Медведева уверена: наличие одного или нескольких признаков синдрома не значит, что это состояние — навсегда. Иногда мы вырастаем, но внутри остается часть нас, которая не успела прожить подростковую свободу и не получила признания. попробуйте следующие способы:

Понаблюдайте за собой с интересом, без осуждения.

Например, если хочется резко оборвать контакт с людьми, то внутренний диалог, который может усугубить ситуацию, может звучать так: «Я выше этого. Они недостойны моего времени».

В свою очередь, поддерживающий диалог будет таким: «Мне стало тяжело рядом с ними. Что я чувствую? Может, я боюсь быть отвергнутым?»

Задайте себе вопрос: Что я сейчас защищаю? Какая потребность за этим стоит?

Например, после конфликта с родителями мысли, которые усугубляют ситуацию, могут звучать так: «Они никогда меня не понимали. Я не должен быть с ними откровенным».

Постарайтесь думать в другом ключе: «Мне было больно, когда они не приняли мое мнение. Может, я хочу быть услышанным, а не отвергнутым?»

Развивайте самоиронию как форму принятия, а не как насмешку

Вместо: «Ну конечно, я снова все испортил, как всегда…» попробуйте: «Кажется, я снова переиграл, но ничего, учусь жить в этом мире понемногу».

Позвольте себе быть уязвимым

Говорите близким больше о своих переживаниях и слабостях. Начните говорить с близкими фразами вроде: «Я не знаю, как правильно, но мне важно это обсудить» или «Я волнуюсь, и мне нужна поддержка».

Обратитесь к психологу

Найдите опытного специалиста, чтобы не проходить этот путь в одиночку и лучше слышать себя.

Елена Медведева

Перинатальный психолог, специалист сервиса Alter