Старшеклассники изнасиловали ребенка в Тыве: почему мать жертвы не может добиться справедливости

Айза

Фото

YouTube

Как стало известно о преступлении

О случае изнасилования 10-летнего мальчика в Тыве рассказала на своем канале в YouTube журналистка Вероника Косаткина. Как она говорит, ее попросили жители, отправившие ей письма. Деталями трагедии в выпуске поделилась Айза, мать пострадавшего.

Что говорит мать пострадавшего ребенка

Как рассказывает женщина, у нее с сыном всегда была хорошая связь — мальчик всем делился с ней и много помогал по дому. В первом классе ребенок попросился в школьную секцию по борьбе хуреш — там, по всей видимости, через несколько лет он и столкнулся со старшеклассниками, которые совершили преступление.

«Он приходил после занятий и сразу же уходил в свою комнату. Много спал, прятал свое нижнее белье, — вспоминает мама мальчика. — Из комнаты выходил только под одеялом, отказывался есть, не делал уроки, закрылся от нас».

Близкие видели, что с ребенком что-то происходит, и пытались узнать у него, что случилось, но он не рассказывал

В конец концов, Айза попросила мужа поговорить с сыном — только тогда они выяснили, что их сын стал жертвой изнасилования: старшеклассники в течение пяти дней насиловали его в уличном туалете. «Я сразу подошла к сыну и спросила: „Это правда, сынок?“ И сын мне ответил: „Да“, — говорит Айза. — Я сразу позвонила в полицию».

Что произошло с мальчиком

Как выяснилось, 10 января 2023 года ребенок возвращался домой с тренировки. Трое старшеклассников из той же секции подкараулили его и затащили в уличный туалет. Подростки, как говорит Вероника Косаткина, праздновали день рождения одного из них и были пьяны. Они напугали ребенка, запретив ему говорить о случившемся, а через несколько дней изнасиловали его снова. Всего случаев насилия было не менее пяти — признаться родителям ребенок смог лишь 22 января.

Что случилось после звонка в полицию

Когда Айза позвонила в полицию и сообщила о случившемся, к ней домой приехали сотрудники правоохранительных органов, составили протокол и посоветовали родителям с сыном ехать в больницу. Там они оказались спустя несколько часов: мальчик неожиданно захотел есть, и Айза, получив разрешение от врачей, пошла с ним в столовую.

Там матери неожиданно позвонил следователь и потребовал «немедленно» приехать в отделение полиции

«Мы приехали в полицию, в село Самагалтай, и нас допрашивали примерно 17 часов. Это было ужасно», — вспоминает Айза. По словам журналистки, полицейские тогда нарушили закон: допрос ребенка до 14 лет должен длиться не более двух часов, однако с мальчиком разговорили девять часов без перерыва.

Затем родителей вместе с сыном отправили на экспертизу в больницу Кызыла, столицы Тывы. Там они столкнулись с жестоким обращением со стороны врача: тот «засунул палец» в анальное отверстие ребенка и назвал его «целкой». После жалоб экспертизу провели повторно — по словам Айзы, во второй раз врачи вели себя более корректно.

Что происходит сейчас с делом об изнасиловании ребенка

Спустя год подростки так и не понесли наказания за содеянное. По словам Айзы, семьи старшеклассников готовы на все, чтобы замять дело: они обвиняют мать ребенка в клевете, портят имущество, организуют травлю в соцсетях. «Они в открытую говорят, что потратили миллионы на взятку, что у них есть родственники и знакомые, которые на их стороне», — признается Айза.

При этом, по словам матери ребенка, у полиции есть все доказательства преступления: заключения врачей, данные переписок в телефонах подростков, а также зафиксированные на видео признания одного из них о том, кто насиловал ее сына «первым, вторым, третьим и так далее». Суды над подростками «идут», однако приговор им так и не выносят.

Айза считает, что это происходит из-за недобросовестной работы специалистов и давления со стороны семей виновных

«Мой сын все понимает, и ему очень тяжело. Когда я начинаю думать над его будущим, то на душе так тяжело становится, все же он мальчик и все понимает», — делится женщина. Она надеется, что, несмотря ни на что, ее сын станет борцом и чемпионом по борьбе и справится с помощью психологов с той трагедией, через которую ему пришлось пройти. Узнав о случившемся в семье Айзы из видеоролика Вероники Косаткиной, неравнодушные зрители отправили около 1,5 млн рублей на реабилитацию мальчика.

Как сексуализированное насилие влияет на детей

Анна Степанян, семейный психолог, сексолог, специалист в области полового воспитания

Что значит сексуализированное насилие?

Сексуализированное насилие — это способ доминирования одного человека над другим через использование его в качестве сексуального объекта. Когда мы говорим о таком виде насилия, важно помнить, что это не про половое влечение и страсть, а именно про демонстрацию силы и подчинения.

Как такое насилие влияет на ребенка?

Оно оказывает крайне негативное влияние на детскую психику прежде всего тем, что, по статистике, его совершают близкие, знакомые ребенку люди, нередко родственники или друзья семьи. Этот опыт лишает ребенка базового чувства безопасности — именно потому, что тот, кто должен был защищать ребенка, становится его насильником. У ребенка возрастает уровень тревоги и беспокойства.

Возникают сложности с определением и ощущением собственных границ — как телесных, так и психологических

Кроме этого, пережившие насилие дети теряют ощущение своей ценности и значимости. Нередко это приводит к страшному сочетанию — наличию у ребенка, подростка, а затем взрослого человека постоянной тревоги и использованию небезопасных способов ее подавления (рискованное поведение, алкоголь, наркомания, беспорядочные половые связи).

Сексуализированное насилие отрывает ребенка от его чувств. Часто диссоциация (разрыв между телом и чувствами, психикой) становится единственным способом сохранить рассудок и пережить произошедшее. В такой ситуации он может игнорировать свои телесные потребности, не замечает психологического дискомфорта. В этом случае ребенок как бы вырабатывает «привычку к насилию».

Почему дети молчат о совершенном насилии?

Есть несколько самых наиболее часто встречающихся причин.

  1. Непонимание, что это насилие. Ребенок, который не получил хотя бы минимальных знаний о том, что такое личные границы, интимность, половая неприкосновенность, не всегда может распознать насилие. Ведь часто агрессоры не применяют грубой физической силы, а действуют обманом, убеждением или используют искренние теплые чувства ребенка к своей персоне с целью совершения насилия и сохранения всего случившегося в тайне. Отсутствие минимального полового воспитания и просвещения подвергает детей опасности быть использованными в качестве сексуального объекта.

  2. Миф о том, что ребенок должен сам справляться с конфликтами в среде детей. Особенно сильно это может сказываться на мальчиках: если девочки еще могут «позволить» себе показать свою уязвимость и обратиться за помощью, то мальчики в нашем обществе, где «мужчины не плачут», остаются один на один со своими переживаниями и чувством стыда от того, что не смогли предотвратить произошедшее.

  3. Виктимблейминг. Ребенок помимо ужасных переживаний от действий насильника может считать себя виноватым в том, что произошло. Свойственный детскому мышлению эгоцентризм («Я — причина и следствие всего происходящего») тоже затрудняет обращение за помощью.

  4. Страх разбирательств по делам о сексуализированном насилии. Ребенку необходимо незнакомым взрослым несколько раз во всех ужасных подробностях рассказывать о том, что произошло. Ему предстоит пройти ряд медицинских обследований, которые могут причинять физическую боль и вызывать чувство стыда и отвращения. Ребенок часто оказывается здесь совершенно один, потому что родителям может быть ограничен доступ в медицинское учреждение, это тоже отрицательно влияет на психику ребенка. Дальше он должен опознать насильника и дать показания в суде (это страшно и невыносимо даже для взрослых, переживших насилие).

Как защитить ребенка от сексуализированного насилия?

К сожалению, никто не застрахован от встречи с насильником. Однако есть факторы, которые могут помочь ребенку рассказать о случившемся или заметить признаки того, что кто-то посягает на его половую неприкосновенность.

  1. Внимательное отношение взрослых к ребенку. Поведение детей, подвергшихся сексуализированному насилию, практически всегда меняется. Многие взрослые, пережившие подобный опыт в детстве, говорят о том, что они старались показать, что им плохо, но родители не заметили этого.

  2. Своевременное половое просвещение. Ребенка необходимо учить различать безопасное и опасное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, опираться на собственные ощущения и чувства. Люди, пережившие сексуализированное насилие, вспоминают, что у них было смутное ощущение, что все происходящее с ними «неправильно», но у них не было внутреннего разрешения противостоять этому, а значит и возможности обратиться за помощью и защитой. Половое воспитание необходимо для того, чтобы ребенок понимал, что такое интимность и интимные отношения, что они могут быть только между взрослыми людьми, и мог самостоятельно и с помощью близких оказать сопротивление тем, кто его в такие отношения пытается вовлечь.

  3. Тщательное и добросовестное выполнение своих обязанностей взрослыми, которые работают в детских коллективах — школах, интернатах, детских домах, лагерях. Именно эти люди должны следить за обеспечением половой неприкосновенности детей, которые находятся под их ответственностью.

Сексуализированное насилие — тема очень сложная, эмоционально насыщенная, и далеко не все специалисты (в том числе психологи, врачи, юристы) находят в себе силы с ней работать и помогать пострадавшим. Необходимо понимать, что отстраняясь от этой темы, закрывая глаза на происходящее, не называя вещи своими именами, мы продолжаем поддерживать те установки и мифы, которые мешают обратиться за помощью тем, кому она жизненно необходима.

Анна Степанян

Семейный психолог, сексолог, преподаватель курсов по детской и подростковой психологии в онлайн-школе «Психодемия»