В 09:15 в городскую диспетчерскую службу Брянска сообщили о стрельбе в гимназии № 5: согласно заявлению СК РФ, 14-летняя девочка принесла с собой ружье, поднялась в кабинет, где проходило занятие по биологии, и открыла огонь по одноклассникам. В результате происшествия одна ученица погибла, еще пять подростков (четыре мальчика и одна девочка) были ранены. После нападения стрелявшая покончила с собой.
Причина стрельбы
По словам учащихся гимназии, одноклассники с начальных классов травили Алину — это и могло стать поводом для мести. Даже перед самим нападением, когда девочка достала ружье, ей сказали: «Ты нам ничего не сделаешь, ты беспомощная». При этом, по словам отца Алины, девочка никогда не жаловалась на травлю. Ее сестра-двойняшка (которая находилась в классе во время нападения, но не пострадала) также утверждает, что никакой травли не было — и дома все было хорошо.
По другой версии, целью стрелявшей была погибшая одноклассница Мария, а остальные стали «сопутствующими жертвами». По данным Mash, у Алины и Марии был конфликт из-за симпатии к одному однокласснику, который был также ранен. По данным другим СМИ, погибшая была целью опять же из-за травли — якобы она настраивала других учеников против Алины.
Обстоятельства стрельбы
По данным СМИ, 14-летняя Алина пронесла в гимназию в тубусе для бумаг ружье «Бекас-3», принадлежащий ее отцу-охотнику. Вчера он праздновал 53-летие, и девочка, вероятно, воспользовалась этим, чтобы украсть ключ от металлического сейфа, в котором хранилось оружие.
В гимназии нет рабочих рамок металлоискателя и турникетов, а также средств слежения, поэтому, скорее всего, пронести ружье не составило труда. Был ли на месте охранник и если да, почему он не проверил тубус ручным металлодетектором — пока неизвестно. Как объяснил Shot руководитель одного из охранных предприятий, из-за отсутствия необходимой техники в гимназии нужно проверять всех детей и взрослых вручную, а сделать это очень сложно, отчего многие охранные компании отказывались с ней работать.
Сейчас следователи выясняют, не состояла ли Алина в запрещенных организациях и не интересовалась ли подобными преступлениями, почему в школу оказалось возможным пронести оружие и знала ли ее сестра о готовящемся нападении.
Обновление от 17:40: По данным
Обновление от 8 декабря, 10:25: В Сеть
Обновление от 8 декабря, 11:40: В отношении отца девушки-шутера возбуждено уголовное дело по статье «Небрежное хранение огнестрельного оружия, повлекшее смерть двух и более лиц». 53-летнему Дмитрию грозит до 2 лет лишения свободы.
Обновление от 9 декабря, 13:00: Суд Брянска
«В 14 лет ребенок не отдает себе отчета в том, что делает»
Елена Гусева — семейный и провокативный психолог, эксперт Psychologies
К сожалению, подобные ситуации предотвратить довольно сложно. Ни охранники, ни металлодетекторы не помогут, если во многих школах не изменится атмосфера — буллинг, подростковая агрессия и игнорирование учителями проблем создают нездоровый климат.
Важно понимать психологию подростка, чтобы вовремя обратить внимание на его поведение и оказать ему необходимую психологическую помощь. Замкнутость, агрессия и апатия могут быть показателем нестабильного эмоционального состояния ребенка. В данном случае, насколько я понимаю, девочка переживала конфликт с одноклассниками, которые подтрунивали над ней. Все это время ребенок терпел и не находил поддержки у родителей — иначе, я в это верю, конфликт был бы разрешен.
Одиночество, о котором многие подростки умалчивают, чувство отвержения, неумение выразить здоровую агрессию, чтобы защитить себя? — все это причины эмоционального срыва, когда у подростка «срывает крышу».
Даже если ребенок говорит, что у него «все нормально», надо учиться понимать его, слышать, любить любым
Подросток — это ребенок, с которым происходят непростые трансформации, как на телесном уровне, так и на уровне мышления. Девочка, которая принесла в школу ружье, не отдавала себе отчета в том, что делает. В этом возрасте мозг еще не развит до такой степени, что подросток может анализировать и контролировать свои действия, нести за них ответственность. В 14 лет подросток созрел физиологически, а вот социально пока нет. Это необходимо знать и понимать как родителям, так и учителям.
«Красный флаг для родителей — нежелание ребенка идти в школу»
Сусанна Баринова — детский и подростковый психолог, нейропсихолог, педагог-психолог международного образовательного центра, эксперт Psychologies
Если смотреть с точки зрения предварительной причины, что это конфликт с одноклассниками, которые шутили над девочкой, то это может быть правдой. Но я бы не стала обращать внимание на гендеры. Говорят, что подобные происшествия присущи мальчикам, так как это агрессия и оружие, — нет, если девочка находится в очень сложном состоянии, в нервном перенапряжении, то и она может схватиться за оружие.
К сожалению, буллинг становится все более махровым и социальные сети нам в этом такие негативные «помощники». 14 лет — это очень чувствительный и ранимый возраст, а также возраст, когда идет ориентир на социальные сети, в которых дети пропадают. И если одноклассники делают какие-то стикеры, выкладывают какие-то видео, сопровождают их какими-то оскорбительными вещами, то ребенок оказывается заложником ситуации. Остановить течение и распространение информации он не может, и от беззащитности и бессилия у него происходит перенапряжение.
Если родители не смогли распознать состояние ребенка и вовремя забить во все колокола, то, возможно, это переросло в такую всеобщую ненависть
К сожалению, даже психологи школы не всегда могут это поймать. Здесь нужно чуткость, внимание со стороны близких и родителей, нужно разговаривать с ребенком и чувствовать его. Я уверена, что предпосылки к совершению данного поступка были. И если сейчас начнется следствие, то, скорее всего, станет ясно, что ребенок где-то просил о помощи. Обращать надо внимание на все яркие маячки, которые нам ставят дети, и не оставлять это не замеченным. Лучше проговорить. Лучше сходить с ребенком к специалисту, сработать на опережение и предотвращение.
Еще одна рекомендация родителям, помимо внимания к соцсетям, настроению ребенка и его взаимоотношениям с другими, это отслеживать его нежелание идти в школу. Это прямо красный флаг. Почему он не хочет идти в школу? Какие у него есть трудности, кроме учебы? Если есть трудности во взаимоотношения с одноклассниками, обязательно включайтесь в этот процесс, подключайте классных руководителей, учителей, родителей и детей. Требуется комплексная работа.
Детский и подростковый психолог, нейропсихолог, педагог-психолог международного образовательного центра