Элиза, биолог из Флоренции, недолго думала об этом вопросе. «Со стороны наше решение могло показаться безумным, но для нас оно было очень мудрым. У нас появился ребенок, хотя ни у одного из нас на тот момент еще не было работы. Психологически это был правильный момент, и я знаю, что если бы мы начали раздумывать над этим, мы бы этого не сделали...» И вот в 25, еще учась в институте, Элиза приняла решение. Сегодня она счастливая мама, а ее сыну Рокко уже 1,5 года.
40-летняя Мария, продюсер из Милана, все еще ждет идеальных условий: «Я всегда хотела ребенка, но идеальной ситуации, которая позволяла бы с уверенностью принять подобное решение, еще не было. И чем дальше, тем больше я боюсь, что будет поздно».
В самом деле, существует ли идеальное время, чтобы родить ребенка? И если да, то как его определить? Первый возможный путь к решению — это понять, способны ли вы любить.
Желание или долг?
«Когда женщина чувствует желание родить ребенка, она должна понимать, что этот ребенок не будет «ее», это будет отдельный человек, единственный в своем роде, который будет по-своему планировать свою жизнь», — утверждает психолог Клаудио Ризе из Миланского университета.
Концепция, которой придерживается Ризе, берет начало в тибетской медитации, в которой пытаются уловить момент, когда ребенок из своего «сверхмира» видит будущих родителей и просит их привести его в этот мир. Во время беременности пара фантазирует о том, какой «идеальный» ребенок, отвечающий всем ожиданиям, у них получится («Будем надеяться, что у него будут твои глаза и что он будет таким же умным...»).
Подобные фантазии вполне естественны. «Когда же ребенок появляется на свет, его родители часто остаются разочарованными, — объясняет Ризе. — Ведь они идеализировали его, представляли его образ, опираясь каждый на свою индивидуальность. Вместо того чтобы осознать, готовы ли они привести в этот мир новую жизнь, у которой будет свое предназначение, собственный путь». Получается, что иногда, даже несмотря на все благоприятные условия, момент бывает неподходящим.
Для женщин, которые рожают в юности, ребенок становится способом личного взросления
Именно так произошло с Розой, которая в 29 лет почувствовала, как в ней появился «долг» родить ребенка. В тот момент она была замужем, карьера шла в гору, и ей казалось, что ребенок — это тот самый кусочек пазла, которого не хватает для полноты жизненной картины.
«В подобных случаях ребенок становится социальной иконой вроде дома у моря или новой машины, которая по прошествии времени рискует потерять ценность, — объясняет психотерапевт Лаура Калабрези. — Материнство Розы до сих пор представляет проблему: она продолжает лавировать между ненавистью к пеленкам и детскому ночному плачу и чувством вины за то, что она не ощущает себя любящей матерью. Ребенок «улавливает» эту нехватку искренности и естественности и поэтому становится нервным и неуправляемым. Женщина готова стать матерью, когда готова к серьезным переменам, и прийти это ощущение может в любом возрасте».
Ада, сотрудница PR-агенства, пришла к нему в 34 года, после десяти лет брака. «Только тогда в наш крепкий союз с мужем я смогла включить кого-то третьего», — говорит она. Однако такая ясность взгляда присуща далеко не всем, и чаще всего люди стремятся сделать акцент на внешних обстоятельствах. Таким образом, вопрос в следующем: лучше заводить ребенка сразу или уже после того, как карьера состоялась?
«Для женщин, которые рожают в юности, ребенок становится своеобразным способом личного взросления, в то время как женщины, позже принимающие решение о ребенке, могут использовать приобретенные навыки, — продолжает Калабрези. — Это момент, который для некоторых женщин может так и не настать. Однако это не означает, что женщина не сможет успешно самореализоваться».
Момент роста
Для Энрико де Санктиса, психолога из Милана, «идеальные условия — это когда женщина смогла развить в себе способность понять, что необходимо ребенку». Для других же речь идет о чем-то, что в определенный момент заставляет испытать «физическое желание родить ребенка, иметь большой живот, кормить грудью», как объясняет 43-летняя Лючия, режиссер из Бари, у которой двое детей — Лука и Алессио (14 и 8 лет).
И все-таки: может ли современная женщина разрешить себе хотеть ребенка, не считаясь с реальным опытом, или, напротив, работа, прочность отношений — элементы, которые не стоит недооценивать?
Для Верены Шмид, акушерки и автора книги «Приди в мир и принеси свет», влюбленность, карьера, наличие или отсутствие дома, — все это представляет важность. Но основной стимул в другом: «Даже когда внешние условия неблагоприятны, очень сильное желание завести ребенка помогает преодолеть внешние трудности. Наши бабушки говорили: «Каждый ребенок появляется с буханкой хлеба под мышкой». В конце концов он всегда находит свое место и помогает родителям».
Ребенок 31-летней Изы, менеджера из Верчелли, не был запланированным: «У нас только-только завязывался роман, и никто из нас ребенка не хотел. Однако ребенок открыл нам новый путь, это был момент серьезного роста».
«В итоге после пережитой беременности меняется почти все, — заключает Шмид. — Поздно ли родился ребенок или рано, был ли он желанным или нет — это всегда хорошо. Правильный момент — это внутренние условия для того, чтобы открыть себя и суметь создать пространство для нового человека».
Три вопроса, которые нужно себе задать до планирования беременности
1. Влияют ли на мое желание ребенка социальные условности? Чувствую ли я давление родителей («они хотят увидеть меня матерью»), желание подражать подругам («как же здорово Паола смотрится со своим малышом, таким же светленьким, как и она») или необходимость как можно ближе подойти к воплощению идеального образа («я, он и счастливый малыш в загородном доме»)?
2. Способна ли я принять ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким я его себе представляла? Приложить все усилия для того, чтобы он гармонично развивался как личность? Не ожидать ничего от ребенка, а просто посвятить ему себя?
3. Достаточно ли во мне искренности и готовности забыть о себе и посвятить большую часть времени и энергии не работе, не любимому человеку, не собственной, а новой жизни?
Биологические часы — верить ли им?
Обратный отсчет для многих начинается после тридцати. К сорока наступает момент, когда даже самые уравновешенные женщины теряют сон из-за страха, что поезд материнства ушел. Мотивирован ли это страх? Нет, утверждает Верена Шмид.
«Наши бабушки и прабабушки рожали своих вторых и третьих детей вплоть до менопаузы. Нужно помнить о том, что родить — это самый естественный процесс в жизни. Нет никаких причин для сомнений и беспокойства, только если речь не идет о фертильности». Однако чаще всего эта проблема связана с отсутствием партнера. Поиски хорошего человека в итоге превращаются в гонку со временем под влиянием негативной тревоги, которую мужчины улавливают и от которой бегут.