Почему отношения со временем усложняются
В начале пути все кажется простым: мы внимательны, открыты, легко выражаем чувства. Общение течет естественно, как будто сама влюбленность ведет нас за руку. В этот момент мы всецело рядом — телом, словами, вниманием. Сцена светлая, реплики искренние.
Но проходит время, и что-то меняется. Вместо легкости появляется напряжение. Мы становимся обидчивее, чаще защищаемся, спорим не по делу. Кажется, партнер вдруг стал другим. Или, может быть, мы сами — уже не те?
На самом деле это естественный этап. Исследования
Психолог Джон Боулби, автор теории привязанности,
Так мы вдруг замечаем: нас стало «больше», как будто на сцене появляются дополнительные персонажи. И не всегда они стремятся к диалогу.
Если говорить языком «Пути игры», все мы состоим из множества ролей, и каждая появилась не случайно. Все они выросли из нашей биографии, опыт показал нам, что эти роли работают. Так они и вошли в наш «гардероб».
Мы — не один человек, а целый театр
То, что мы ведем себя по-разному в разных ситуациях, — нормально. Мы надеваем одну роль на работе, другую — рядом с друзьями, третью — в семье. Это не притворство, а адаптация.
Один из нас боится быть отвергнутым. Другой стремится все контролировать. Третий — обижается заранее, чтобы не почувствовать боль потом. Эти части могут быть разными по характеру и возрасту, но все они когда-то были нам очень нужны. Мы с ними выросли. Они научили нас выживать — через приспособление, защиту, подавление чувств, дистанцию, силу.
В детстве мы порой не могли прямо сказать: «Мне страшно», «Я нуждаюсь в тепле», «Мне больно». Вместо этого рождались стратегии: быть удобным, быть сильным, быть незаметным, быть спасателем. Эти стратегии становились ролями — устойчивыми паттернами поведения, которые срабатывают автоматически.
Какие именно роли мы играем
Вот несколько таких ролей, которые часто появляются в паре:
Контролирующий — не умеет расслабиться, ищет гарантии, все проверяет. Часто прячется за тревогой.
Ранимый ребенок — реагирует обидой, слезами или отстраненностью. Боится быть непонятым, отвергнутым.
Независимый — «Я сам(а)!» — дистанцируется, когда становится тесно или страшно. Не просит, не делится, не сближается.
Критик — нападает первым, потому что так проще, чем признать уязвимость.
Угождающий — все делает для другого, часто в ущерб себе. Надеется, что его тоже когда-нибудь заметят.
Спасатель — берет ответственность за эмоции партнера, потому что иначе не чувствует себя нужным.
Американский психиатр Эрик Берн, автор книги
Берн объяснял, что в такие моменты люди не общаются, а разыгрывают знакомые сценарии — «игры», в которых каждый получает не то, что хочет, а то, к чему привык. Внешне это выглядит как конфликт. А по сути — два актера, у которых не совпали реплики.
Важно понимать: роли не враги. Они появились, чтобы нас защитить
И какая бы из них ни включалась — в основе все равно стремление сохранить связь. Просто у каждой свой способ. Иногда неловкий, неуместный, но все равно про близость, желание быть важным и любимым. И если мы действительно хотим глубоких отношений — нужно учиться замечать, кто говорит от нашего имени.
Не бывает плохих ролей, бывают неподходящие контексты
Роль может не подходить к ситуации. Так, холодные, пробивные, иногда агрессивные модели эффективны в контексте «работа», но в семейной среде оказываются разрушительными. Хотя задачи могут быть очень похожи, например, распределение бюджета на год.
Если говорить о том, почему отношения со временем усложняются, то с точки зрения ролей это связано с тем, что меняется сама «сцена». Прогулки по ночам и чтение стихов постепенно сменяются бытом, и действующие лица становятся другими. Сценарий «отношения» обрастает все новыми задачами, и для их решения приходят роли из других сфер. Но все наши внутренние «я» откликаются на роли партнера — так контекст «любовь» превращается в вокзал. И разобрать, кто там кричит, порой невозможно.
Что с этим делать? Выяснить, какие роли вы играете, и распределить их по местам.
Режиссер внутри: путь к контакту
Избавиться от внутренних ролей невозможно. Это и не нужно. Они часть нас — с их амплуа, страхами и привычками. Вопрос в другом: можем ли мы в нужный момент распознать, кто вышел на сцену, стоит ли давать ему слово или оставить за кулисами? Это и есть «режиссерская» работа — не бороться с труппой, а научиться ее видеть и направлять.
Все начинается с навыка замечать момент, когда включается автомат. Не бороться, не осуждать, а просто сказать себе: «Ага, кажется, сейчас во мне говорит Контролер».
Путь к сбалансированным отношениям — это баланс ролей внутри себя.
Вот простое упражнение
В течение дня наблюдайте, кто выходит на сцену вашей жизни, и записывайте эти образы в заметку, а лучше заведите тетрадь.
Старайтесь давать ролям яркие имена: не просто Жадина, а Старуха-процентщица; не просто Контролер, а Дотошная пиявка.
Подбирайте названия так, чтобы за ними стоял эмоциональный образ. Такая диссоциация со своими ролями поможет создать внутреннюю дистанцию и наблюдать их без эмоционального вовлечения. Со временем и практикой вы начнете не просто замечать, но управлять тем, что происходит, — и возвращаться к себе.
А что вообще означает — быть собой?
Если внутри столько голосов, кто из них настоящий?
Быть собой — это не выбор одной «лучшей» роли. Это способность заметить, кто говорит, и вернуть себе право выбора. «Я» — не тот, кто громче. И не тот, кто боится. Настоящее «я» — тот, кто видит все эти части и может сказать: «Сейчас мне страшно. Я хочу спрятаться, но я могу остаться».
На тренингах мы просим людей создать «гардероб» своих ролей. Кто появляется чаще других? Кто прячется до последнего? Кто защищает, кто спасает, кто наказывает? Это может быть рисунок, заметка в телефоне, схема или даже сцена из пуговиц и скрепок. Главное — смотреть на эти роли без оценки, просто знакомиться с ними. И потом задать себе вопрос: а кто здесь принимает решения?
В нас всегда активны три позиции — роль, актер и зритель. Они всегда работают одновременно. Мы и играем, и переживаем, и наблюдаем. Это почти базовая настройка психики: быть в процессе и видеть процесс. Игра помогает нам переключиться: выйти из автоматизма, сесть в зал, посмотреть на себя со стороны. И это переключение — от роли к наблюдателю — становится точкой, где появляется выбор.
Осознанность часто путают с контролем. Будто нужно постоянно себя проверять, сдерживать, не допускать ошибок. Но настоящая внимательность не про усилие, а про присутствие. Когда замечаю, что хочу отдалиться, — я остаюсь. Когда слышу за раздражением партнера не упрек, а тревогу или усталость. Быть осознанным — значит быть в контакте с собой и другими людьми.
Парадокс в том, что именно близкие отношения лучше всего показывают, где мы теряем себя. Но это не слабость любви — это ее дар. Если не разбивать зеркало, а смотреть в него с интересом — начинаешь расти.
В любом случае любовь испытывает какая-то роль. И когда мы пробуждаемся к игре — к тому, чтобы играть в жизнь и в любовь — на сцену выходят те роли, что умеют быть в контакте. Мягкие, чувствующие, слышащие.

Актер театра «Арлекиниада», тренер «Путь игры»