Токсичный коллектив: 4 признака коллег-абьюзеров
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Если вы не счастливый фрилансер или хронический удаленщик и регулярно посещаете офис, очень важно, чтобы руководитель и коллектив вам нравились. Иначе совсем скоро вы начнете жаловаться на апатию, без конца говорить о том, что вы никуда не двигаетесь и больше ничего не добьетесь в этой жизни. Иными словами, не за горами профессиональное выгорание.

Психолог, карьерный консультант Вита Хлебнова уверена, что причина такого состояния может быть в ваших коллегах.

Как распознать

В исследовании социального медиапроекта «Это не норм. Абьюз на работе» приводятся следующие признаки того, что вы стали жертвой абьюза — со стороны либо руководителя, либо коллег.

  1. Вы замечаете, что перерабатываете, но вам за это не доплачивают.

  2. Условия работы и задачи не соответствуют тем, на которые вы согласились во время трудоустройства.

  3. Обсуждая рабочие моменты, вы все время ловите других людей на пассивной агрессии.

  4. Руководитель давит на вас морально, без конца взывает к корпоративному духу и так далее.

Все это может влиять на самоощущение — не хочется идти на работу утром, вы нервничаете перед тем, как обратиться к коллеге с тем или иным вопросом, боитесь нарваться на грубость или постоянно чувствуете себя недостаточно компетентным.

Вита Хлебнова отмечает, что эмоциональное насилие на работе бывает закамуфлировано — и потому мы воспринимаем его как должное, даже не квалифицируя как абьюз. Абьюз же может проявляться и как манипуляции со стороны руководителя, и как поощрение переработок, в виде угроз увольнения или звонков в нерабочее время.

Что к этому приводит

Скорее всего, за гнетущую атмосферу в коллективе несет ответственность руководитель — потому что абьюз часто становится логическим продолжением самой организации рабочих процессов. Вот какие особенности сильно повышают риск того, что общение с коллегами станет токсичным.

1. Конкуренция

Часто конкуренция между сотрудниками поощряется руководством компании. HR-специалисты разрабатывают особые системы служебной аттестации, рейтинги, доски почета и награды в духе «Сотрудник месяца» — все это на самом деле поощряет кривотолки между людьми, эгоизм и зависть.

2. Неграмотное управление

Если в компании в целом не поддерживается открытое и уважительное общение, а начальник привык хамить подчиненным, такая модель поведения может оказаться «заразной».

3. Жестокие, но высококвалифицированные сотрудники

Хамы встречаются везде, как и люди привыкшие к чрезмерно фамильярному и запанибратскому общению, грубым шуткам и подколам. Если руководители сознательно игнорируют такое поведение, потому что этот сотрудник хороший специалист, его коллегам можно лишь посочувствовать. Хороший начальник не должен спускать токсичное поведение даже высококлассному сотруднику.

4. Нереалистичные требования

Разумеется, руководству выгоднее платить людям меньше, а требовать от них больше — но в таком случае люди испытывают сильное давление и оказываются в ситуации стресса. В итоге постоянные понукания и переработки могут привести к ситуации, когда в коллективе все устали, раздражены, и конфликты вспыхивают фактически регулярно.

Как противостоять

Отстаивать свои права тяжело — иногда у человека может просто не быть ресурсов на это. Психолог советует прислушаться к себе: готовы ли вы решиться на открытое выяснение отношений. И если да, то необходимо следовать плану.

1. Обсудить происходящее с кем-то из близких

Например, можно поговорить с психологом, партнером или другом, чтобы кто-то еще подтвердил, что происходящее с вами — ненормально. Можно также довериться кому-то из коллег, с кем у вас сложились хорошие отношения.

2. Поднять этот вопрос на работе

В любом случае, когда вы будете готовы, стоит выразить свое беспокойство об атмосфере в коллективе руководителям или сотрудникам HR-отдела. Важно просто обозначить проблему — и если в компании есть человек, который отвечает за психологическое состояние сотрудников, он сможет помочь.

3. Принять решение о будущем в компании

Если ваши жалобы никто не воспринимает всерьез, решите, сколько вы готовы это терпеть и не лучше ли вам сменить работодателя.

«Ситуация хронического стресса не только снижает настроение и самооценку, но и буквально вредит здоровью, приводит к депрессии и выгоранию. Поэтому в первую очередь надо позаботиться о себе. Даже если для этого придется искать другую работу», — резюмирует психолог.

Вита Хлебнова
Вита Хлебнова

Психолог, куратор образовательных курсов для психологов онлайн-школы «Психодемия», член Ассоциации ориентированных на решение психотерапевтов и практиков, карьерный консультант, ведущая групп поддержки для психологов

По материалам «Доктора Питера»