Травмы, игромания и переедание: какие расстройства внесены в новую МКБ-11
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Последние достижения медицинской науки, аналитика и исследования — МКБ-11 включает все современные разработки отрасли. Какие поправки внесли эксперты Всемирной организации здравоохранения и как это характеризует общество, в котором мы живем?

Комплексное ПТСР, или КПТСР

Посттравматическое стрессовое расстройство стало объектом широких исследований после возвращения американских солдат из Вьетнама. Многие из них демонстрировали характерные симптомы: сверхбдительность, чувствительность к угрозе, невозможность выдерживать фрустрацию и переход к крайней ярости.

Бессел ван дер Колк в книге «Тело помнит все» отмечает, что такая реакция характерна не только для участников боевых действий: «Травма по своему определению невыносима и ужасна. Большинство жертв насилия, солдат, участвовавших в боевых действиях, и растленных детей настолько огорчают мысли о том, что они пережили, что они стараются вытеснить их из своей памяти, делая вид, будто ничего не случилось, и оставить все в прошлом. Приходится прилагать невероятные усилия, чтобы продолжать жить с воспоминаниями об этом кошмаре и ощущением полного бессилия и уязвимости».

Триггер провоцирует воспоминание о ранящем событии

Вторжение таких вспышек-картинок, характерное для ПТСР, получило название «вьетнамские флешбэки». Аффект завладевает человеком настолько сильно, что он ведет себя так, будто проживает травматический опыт заново здесь и сейчас. Время искажается: прошлое заслоняет собой настоящее и будущее. Эмоционально человек «застревает» в травме, проживает одно и то же событие годы спустя.

Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство (КПТСР) характерно для людей, которые регулярно и длительно были жертвами сексуального, физического или эмоционального насилия. Речь идет не единичном эпизоде, а о целой серии.

Пит Уокер в книге «Комплексное ПТСР: руководство по восстановлению от детской травмы» замечает, что в этом случае флешбеки могут возникать без какого-либо визуального сопровождения. Человек «проваливается» в состояние эмоциональной регрессии, скованный всеобъемлющим страхом, стыдом, отчужденностью, яростью, скорбью или депрессией. 

Иллюстрацией комплексного ПТСР может стать экранизация романа Джейн Смайли «Тысяча акров» (режиссер Джослин Мурхаус, 1997), по сюжету которого героини Мишель Пфайффер и Джессики Лэнг годами подвергались сексуальному насилию со стороны отца.

Осложненное горевание

Горевание — это активный процесс, который подразумевает переработку боли, приспособление к миру без ушедшего человека, а также сохранение связи с умершим близким через поиск нового места и значения для него в последующей жизни. Весь путь проживания утраты может занять в среднем от года до трех лет. Однако само по себе время не лечит.

Идея диагноза «осложненное горевание» впервые была предложена исследовательницей Холли Приджерсон и ее коллегами. Как ни странно, речь идет не о том, насколько внезапной или трагичной была потеря, и не только об интенсивности боли горюющего.

Вильям Ворден в работе «Консультирование и терапия горя» приводит такое определение осложненного горевания: трудность принять смерть близкого на когнитивном, эмоциональном и социальном уровне, выраженное и устойчивое нарушение функционирования. Диагноз не ставится раньше 6–12 месяцев после утраты. 

Оцепенение и отстранение от людей, по мнению Вордена, может быть связано с такими факторами, как невозможность говорить о горе в социуме, отрицание факта утраты в обществе, а также отсутствие поддерживающей среды. 

Герой Робина Уильямса в фильме «Умница Уилл Хантинг» (режиссер Гас Ван Сент, 1997) потерял жену более двух лет назад. Он забросил быт, психотерапевтическую практику и свою жизнь в целом. Ему удается преодолеть горе, разделив его с другим человеком.

Лудомания

Патологическое влечение к азартным или компьютерным играм может быть одним из вариантов зависимости, симптомом обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) или признаком мании. В случае последней человек с биполярным аффективным расстройством (БАР) не может реально оценить свои силы и чувствует всемогущество.

Снятие напряжения при таких состояниях происходит через контролируемый стресс, который сопровождается скачком адреналина — игра идеально подходит.

Чего заядлый игрок не может контролировать, так это последствий: потерянных денег и времени, в сложных случаях — социальных связей, собственности и работы

Гэмблинг, как проявление ОКР или зависимости, Пит Уокер связывает с травматической реакцией бегства. Повторяющиеся навязчивые мысли и ритуалы, а также замещающие действия (снять напряжение не напрямую через расслабление, а через посредника — игру) позволяют отвлечься от тревожных мыслей, сбежать от сложных чувств.

Реакция бегства связана с левополушарной диссоциацией: навязчивость представляет собой попытку опередить подавленную боль и одержимость, возвыситься над сложными переживаниями.

Герой Марка Уолберга в фильме «Игрок» (режиссер Руперт Уайтт, 2014) зависим от карт: делает рискованные ставки и играет ва-банк. Как следствие, у него накапливаются долги и сомнительные знакомые из криминального мира.

Компульсивное переедание

Рэй, главная героиня сериала «Мой безумный дневник» (создатель Том Бидвелл, 2013–2015), — подросток с избыточным весом. Ее жизнь полна вызовов: первая влюбленность, принятие собственной сексуальности, социализация и учеба. Со стрессом и сложными чувствами она справляется с помощью компульсивного переедания. На какое-то время Рэй полностью теряет контроль над едой и поглощает все, что попадется под руку.

Этот тип навязчивого поведения чаще встречается у женщин. В отличие от булимии, этот диагноз не предполагает злоупотребления слабительными или вызывания рвоты. Первые эпизоды компульсивного переедания обычно заканчиваются попыткой снижения веса. Ограничения и диета, в свою очередь, сменяются новым эпизодом, и так по кругу.

Прямой корреляции между избыточным весом и навязчивым перееданием нет, однако часто те, кто подвержен такой потере контроля, страдают от ожирения. Диагностические критерии компульсивного переедания включают частоту эпизодов (минимум раз в неделю на протяжении 3 месяцев). Их длительность может достигать 2 часов.

Дисморфофобия

Встречали ли вы людей, которых можно назвать приятными или даже привлекательными, но они при этом не считали себя таковыми? Телесное дисморфическое расстройство предполагает поглощенность мыслями о физическом недостатке (часто мнимом или преувеличенном). Не менее часа в день такой человек расстраивается по поводу собственной непривлекательности. Нередко дисморфофобия приводит к снижению контактов и социальной изоляции.

Во многом появление расстройства связано с трудно достижимыми стандартами красоты, которые транслируют глянцевые журналы, медиа и социальные сети.

Сравнение с обработанными в фоторедакторе снимками моделей заставляет молодых людей сомневаться в собственной привлекательности

Николь Шнаккенберг в книге «Мнимые тела, подлинные сущности» описывает модели поведения человека с искаженным восприятием тела. Среди них — фотографирование себя, прикосновение к «неугодным» частям тела, изнуряющие спортивные тренировки, смена гардероба, навязчивый уход за собой, избыточное применение макияжа, прибегание к косметическим и дерматологическим процедурам.

Так, 75% взрослых людей с этим диагнозом обращались к пластическим хирургам и 66% из них решились на операцию. По статистике, довольны в итоге остаются только 4%.

Аристократка Пенелопа, главная героиня одноименного фильма 2006 года (режиссер Марк Палански, в главной роли Кристина Риччи), родилась со странной особенностью — свиным пятачком вместо носа. Как и в любой сказке, проклятие может снять только искренняя любовь и принятие. Пенелопа не догадывается, что все это она может дать себе сама. Добрый фильм в жанре фэнтези служит изящной метафорой дисморфического расстройства.

***

Включение новых заболеваний в МКБ-11 — это весомый довод для старта новых исследований, привлечения инвестиций, разработки новых терапевтических подходов. Есть вероятность, что для мирового сообщества это может стать поводом для изменения отношения к людям с подобными расстройствами, занятию более деликатной и эмпатичной позиции, преодолению общественной стигмы. Ведь назвать проблему — значит сделать первый шаг к ее решению.