«Ценный кадр»: кто и почему приобретает старую технику вместо современной?

Развитие цифровых технологий сильно упростило нашу жизнь. Последние 10 лет все, что нам нужно (книга, игровая приставка, фотоаппарат, видеокамера), можно найти в одном устройстве — смартфоне.

Но поколение зумеров, людей, которые родились в конце 1990-х — начале 2000-х, все чаще отказывается от современных устройств в пользу аналоговых, создавая тренд на технику, которая была популярна в молодости их родителей.

Почему же те, кто вырос с мобильными в руках, предпочитают снимать на пленку и пытается разобраться, как работает «мыльница»?

Мода и эстетика 1990-х

Возрождение тренда на аналоговую технику началось с возвращения в моду стилистики 1990-х и 2000-х годов. В последние годы дизайнеры заскучали по эпохе кислотных оттенков, пейджеров, приставок и безумных рейвов и стали включать в свои коллекции леопардовые шубы, неоновые платья, велосипедки и массивные разноцветные кроссовки.

А молодежь, которая раньше активно критиковала наряды родителей в молодости, начала повторять образы из их старых фотоальбомов. Вместе с модой на дизайн 1990-х и 2000-х годов вернулась и эстетика фотографий, сделанных на пленку, а также моментальных снимков.

В первую очередь этому поспособствовала компания Fujifilm, которая выпустила на рынок новинку (а для кого-то уже давно знакомый продукт) — камеру моментальной печати Instax. Она чем-то похожа на фотоаппараты Polaroid, которыми наверняка доводилось пользоваться тем, чья молодость прошла в начале 1990-х.

За 2016 год компании удалось продать более 5 млн этих ярких миниатюрных камер. Согласно исследованиям журнала «European CEO», основные покупатели Instax — это представители молодого поколения.

Чуть позже и компания Ilford — один из крупнейших производителей пленки — отметила, что молодежь стала активно интересоваться аналоговой фотографией: число покупателей их фотопленки в возрасте до 35 лет достигло 30% от общего числа покупателей в 2016 году. И из года в год этот показатель только растет.

Ощущение экзотики и элемент неожиданности

Немецкие психологи Мириам Лертшер, Дэвид Вайбель, Саймон Шпигель и Барбара Флюкигер связывают увлечение молодого поколения аналоговой фотографией с ощущением экзотики.

Современные подростки не застали времен, когда «мыльница» или «полароид» были главными фотоустройствами: им знакомы только цифровые фотоаппараты и камеры мобильного телефона.

И из-за этого процесс съемки, когда ты не знаешь, получился ли кадр и не засветилась ли фотография, а потом еще и ждешь проявки, кажется им невероятно необычным и захватывающим.

Основа интереса зумеров в пленке — элемент неожиданности и желание поймать уникальный момент, которые цифровые модели не могут обеспечить.

Элемент неожиданности заключается в том, что ты никогда не знаешь, какой кадр удалось запечатлеть и как себя «поведет» пленка. Результат становится сюрпризом. К этому же добавляется фактор ожидания, пока снимок проявляется. А в ожидании заключается половина удовольствия!

Кроме того, многих молодых людей в аналоговой технике привлекает и то, что количество кадров при таком подходе ограничено. С пленочными фотоаппаратами не получится сделать сто одинаковых снимков или селфи, а после выбрать удачные. Есть всего одна попытка запечатлеть момент, который от этого становится еще более ценным.

Пино Шах, фотограф, который специализируется на съемке на пленку, считает, что использование аналоговой техники даже обладает медитативным эффектом и помогает молодым фотографам научиться ответственности и концентрации: «Съемка на пленку похожа на расхожую поговорку: «Семь раз отмерь — один раз отрежь».

Что дальше?

Дальше — больше, показывает спрос на аналоговые фотоаппараты. По данным немецких исследователей из компании Statista, каждый год продажи пленочных фотоаппаратов и камер моментальной печати увеличиваются на 20 %.

А журналист и путешественник Сергей Король отмечает, что пленочная фотография уже стала альтернативным хобби, число поклонников которого только растет, и, возможно, скоро молодое поколение перестанет считать ее «ретро-экзотикой».

Возможно, скоро мы увидим возрождение пейджеров и дисковых плееров. Кто знает, как повернется изменчивая мода на ретро?