«Ты уж не обессудь»: в чем психологический смысл фразы и при чем тут право на чувства | Источник: PeopleImages/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
PeopleImages/Shutterstock/Fotodom.ru

Иногда эти слова звучат как бы между делом, иногда с неловкой улыбкой или каким-то поспешным вздохом. «Ты уж не обессудь» обычно говорят, когда делают что-то не совсем приятное другому человеку или собираются сказать в его адрес не вполне тактичное, неудобное или даже резкое — и хорошо понимают это.

Эти слова могут быть произнесены после отказа кому-либо в помощи или грубоватого замечания в его адрес, после вторжения за чужие границы или в тот момент, когда один человек уже сделал другому больно, но не хочет останавливаться и что-то менять. Интонация при этом может быть мягкой, даже дружелюбной, но внутри у адресата после этого «не обессудь» обычно остается странное послевкусие: как будто его одновременно и задели за живое, и лишили права на естественную реакцию.

Фраза звучит так, будто в ней между строк подразумевается: «Не обижайся на меня за то, что мне сейчас важнее соблюсти свои интересы, чем учитывать твои чувства»

А адресат при этом обычно автоматически кивает и как-то вымученно улыбается. Потому что после этого послания человек испытывает состояние некоего замешательства: с одной стороны, с ним вроде бы разговаривают вежливо, а с другой — как будто заранее берут обещание не испытывать эмоций и уж во всяком случае не проявлять их. И адресату не вполне понятно, где именно он потерял свое законное право на живые чувства и реакции.

Когда и в каком контексте возникло выражение «не обессудь»

Выражение «не обессудь» оформилось в русском языке в XVII–XVIII веках, в период, когда правовая и социальная система жестко строилась вокруг идеи суда, иерархии и подчинения. Слово «обессудить» пришло к нам из юридической практики тех времен, когда оно означало «подвергнуть суду», «вынести обвинительное решение», «признать виновным».

Изначально фраза использовалась в устной речи как форма вежливого обращения снизу вверх — к представителю власти, старшему по статусу, хозяину, судье, начальнику. Произнося «не обессудь», человек фактически просил не наказывать его строго, не взыскивать, проявить снисхождение за возможную оплошность или проступок.

Это был четкий речевой маркер зависимости или неравенства, встроенный в культуру сословного общества

В XIX выражение постепенно вышло за пределы официально-правового и иерархического контекста, закрепившись в бытовой речи. При этом «зашифрованная» в нем структура власти парадоксальным образом сохраняется, хотя внешне фраза начинает звучать гораздо мягче и нейтральнее.

В XX–XXI веках «не обессудь» окончательно превращается в разговорную формулу, которая используется уже не для просьбы о помиловании, а как способ заранее снять с себя ответственность за возможный дискомфорт другого человека.

Когда вежливость становится способом закрыть диалог

В современной коммуникации «ты уж не обессудь» часто появляется там, где нарушаются границы, но нет внутренней готовности это признать. Ее, например, можно услышать, когда в последний момент и без объяснений отменяется давнишняя договоренность. Или когда нам дают непрошеный совет, прикрывая им желание нас контролировать. А иногда ее произносят в момент обесценивания чувств другого, не желая при этом сталкиваться с его уязвимостью.

На словах это вежливость, но на уровне глубинного смысла выражение несет примерно следующее послание: «Я понимаю, что тебе сейчас может быть неприятно, но не готов с этим разбираться». Вот почему после послания «не обессудь» у нас часто возникает ощущение внутреннего тупика: на нее действительно очень сложно что-то возразить.

Формально конфликт не начался, но и диалог уже как бы завершился, не успев состояться

Особенно сильно это ранит в близких отношениях, когда мы ждем не нейтральной формулы, а живого участия и поддержки: услышав от родного человека «не обессудь», мы испытываем чувство обиды, потерянности и одиночества. Со временем такие моменты накапливаются и превращаются в подспудное, часто неосознаваемое недоверие: со мной вроде бы считаются, но как-то не до конца; меня вроде бы слушают, но не всегда готовы услышать.

Хороший ли вы собеседник?
1/10
Эффективная реклама для вас — это....
Фраза, которая западает в голову
Сюжет, который невозможно забыть
Сообщение, которое попадает прямо в цель

Что происходит с тем, кто часто говорит «ты уж не обессудь»

Человек, который регулярно использует эту формулу в своей речи, нередко сам живет с высоким уровнем внутреннего напряжения и плохо переносит конфликтные ситуации: ему сложно выдерживать чужое недовольство.

Настоящая близость начинается там, где есть место неловкости, эмоциям и живому разговору — даже если он не самый простой и удобный

В таких случаях «ты уж не обессудь» становится своеобразной психологической «подушкой безопасности» — фразой, за которую можно спрятаться, чтобы не вступать в сложный разговор, не признавать свою ответственность, не испытывать чувство вины или стыда. Это не всегда про холодность или манипуляцию — часто это про неумение и боязнь быть в честном контакте и про отсутствие для этого внутреннего ресурса.

Цена такой коммуникативной стратегии действительно высока: контакт постепенно становится поверхностным, отношения — хрупкими, а близость — условной. Там, где нет диалога и обмена истинными чувствами, неизбежно появляется дистанция, даже если снаружи всё выглядит вполне благопристойно.

Пример из жизни

«Я как будто не имею права расстроиться»

Ольге 35 лет. Подруга в последний момент отказалась помочь ей в сложной ситуации, добавив: «Ты уж не обессудь, у меня сейчас полно своих проблем». Ольга автоматически сказала: «Конечно, понимаю». Но вечером поймала себя на ощущении обиды и разочарования. Ее задел не сам отказ, а то, что ей как будто заранее запретили расстраиваться по этому поводу: пространства для живой реакции не осталось — только вежливая пустая форма.

«Мне все время приходится себя сдерживать»

Игорю 42 года. Его руководитель регулярно использует выражение «ты уж не обессудь», когда резко меняет задачи или критикует его работу. Формально все корректно, но каждый раз Игорь чувствует внутреннее сжатие и злость, которые вынужден подавлять. Со временем он заметил, что стал эмоционально отстраненным и начал ощущать внутреннее напряжение и неприязнь при встречах с шефом, хотя внешне ситуация выглядела терпимой.

Как не растеряться, если эту фразу говорят лично вам

Когда вы слышите «ты уж не обессудь» в свой адрес, самое важное — не спешить обесценивать собственную реакцию. Если внутри вас возникло напряжение, раздражение, обида или острое переживание несправедливости, это не каприз и не «излишняя чувствительность». Это сигнал о том, что сейчас было затронуто что-то действительно для вас важное.

1. Внутреннее прояснение

Чтобы не молчать, можно спокойно ответить «Я подумаю». А самому задать себе вопрос: что я сейчас чувствую на самом деле, что именно меня задело и как я предпочел бы, чтобы до меня в следующий раз доносили подобную информацию?

Иногда честный ответ на этот вопрос уже сам по себе возвращает нам контакт с собой и помогает не «потерять» свои эмоции в автоматическом «ничего страшного», сказанном вопреки своему желанию.

А при следующей встрече, если вы действительно дорожите отношениями с этим человеком, просто сказать ему: «Ты знаешь, мне было бы гораздо легче и комфортнее, если бы ты мне сказал тогда об этом так-то и так-то».

Если ваши встречи происходят достаточно редко, и вы не очень близки, то можно спокойно ограничиться только первой частью практики — прояснением собственных чувств, своего отношения к происходящему и своих истинных желаний.

2. Разрешить себе паузу

Не обязательно сразу реагировать, улыбаться или пытаться сгладить ситуацию. Несколько секунд молчания дают возможность спокойно выбрать ответ, который не будет предательством собственных чувств.

Вы имеете право не быть удобными в моменте: это не разрушает отношения, а, наоборот, делает их живыми. Конечно, не стоит и активно нападать в ответ: используйте только экологичные «Я-высказывания»: «Когда ты делаешь (говоришь) Х, я чувствую У».

Вместо точки

Фраза «ты уж не обессудь» сама по себе не злая и не опасная. Опасность здесь может быть только в одном — в нашем соглашении исчезать за ней, отказываясь от своих чувств и реакций.

Настоящая близость начинается там, где есть место неловкости, эмоциям и живому разговору — даже если он не самый простой и удобный

И каждый раз, когда вы выбираете услышать себя, а не автоматически «не обессудить» другого, вы возвращаете себе право быть полноценным участником диалога, а не его тихим фоном. Это право — одно из самых важных в любых человеческих отношениях.

Надежда Владиславова

Психолог, практикующий НЛП-тренер, автор книг

Личный сайт