«Убивал ее 8 часов»: как в Казахстане пытаются оправдать чиновника, забившего жену до смерти

Куандык Бишимбаев в суде

Фото

Соцсети

Зверское убийство Салтанат Нукеновой длилось несколько часов — муж, выйдя из себя после ссоры, избивал и душил ее, когда они находились в ресторане. На помощь женщине никто не пришел. Сейчас в деталях случившегося разбирается суд: муж Салтанат, Куандык Бишимбаев, отрицает свою вину, а родственники погибшей утверждают, что он издевался над ней едва ли не с самого начала отношений.

Как Салтанат познакомилась с мужем

Нукенова и Бишимбаев познакомились летом 2022 года. Уже в декабре того же года они сыграли свадьбу, однако, как пишут казахские СМИ, официально брак пара так и не зарегистрировала. По словам гособвинительницы Айжан Аймагановой, Куандык Бишимбаев уже в начале отношений стал проявлять насилие по отношению к жене: применял к ней силу и унижал, не давал видеться с родными и друзьями, запрещал выходить на работу.

Аргументы стороны обвинения поддерживают и свидетели. Так, школьная подруга Салтанат Нукеновой призналась в суде, что лично видела шрамы и следы от побоев. Кроме того, и сама Нукенова признавалась знакомой, что получила их после ссоры.

Гособвинительница также упомянула случай, когда Салтанат сфотогрофировала побои и отправила снимок своему брату: узнав об этом, Бишимбаев потребовал, чтобы Нукенова сняла для него интимное видео — его мужчина использовал как гарантию, что его не будут шантажировать компрометирующим снимком избиений девушки.

Почему Салтанат не ушла от супруга-тирана

Салтанат хотела уйти от мужа, который издевался над ней, но сделать этого так и не смогла. «Он хитрыми манипуляциями, вызывая жалость, психологическими приемами рассказывал, что это все давние обиды на что-то другое, — вспоминает школьная подруга Нукеновой в суде. — Клялся в любви, умолял, просил прощения, говорил, что все изменится, говорил, что нужно отрабатывать с психологом, говорил „мы все сможем“».

«Она прощала его, верила ему. Угрозами и силой он ее назад не тащил, но такие доводы применял, что она не могла его не простить», — добавляет свидетельница. Ее слова подтверждает и брат Салтанат, Айтбек: он рассказал, что девушка действительно пыталась уйти от Куандыка, какое-то время жила у родителей и на съемной квартире, однако каждый раз возвращалась назад.

По словам брата, он знал о том, что Салтанат подвергалась насилию и неоднократно просил сестру разойтись с мужем. Девушка же отвечала, «что сама разберется, это ее жизнь и ее брак, не идеальный, но она попытается его сохранить и любит Куандыка».

«Я говорил: «Еще чуть сильнее, и такими ударами он тебя просто убьет». Но она сказала, что хочет остаться. Тогда я поехал домой»», — вспоминает Айтбек один из разговоров с сестрой в марте 2023 года.

«Убивал ее 8 часов»: как в Казахстане пытаются оправдать чиновника, забившего жену до смерти

Салтанат Нукенова

Фото

Соцсети

Как Бишимбаев убил свою жену

Убийство Салтанат Нукеновой произошло в ночь с 8 на 9 ноября 2023 года. Тогда пара сходила на концерт Димы Билана, а после отправилась в дорогой ресторан, которым владел брат Куандыка. По дороге туда, как рассказывает Бишимбаев, между ними начался конфликт: Салтанат, по его словам, жаловалась, что он «опозорил» ее перед подругой, выгнав летом из дома. «Она перевозбудилась, и я сам уже завелся от этого, от слова „опозорил“. Я уже не знал, как ее успокоить», — рассказал обвиняемый в суде.

Тогда же Салтанат призналась партнеру, что решила уйти от него. Это, вероятно, вывело мужчину из себя: он начал избивать ее, бить по голове и кричать. «Бишимбаев, унижая честь и достоинство Нукеновой, с целью излишней демонстрации зависимости Нукеновой от него стал попрекать последнюю купленными ей вещами и украшениями, на что Нукенова, разозлившись, сняла с себя всю одежду, кроме нижнего белья и украшений, и выбросила в зале, где они находились», — пересказывает события того вечера гособвинительница.

Избиение продолжалось несколько часов — никто из сотрудников ресторана не вмешался в конфликт

Около шести утра, согласно версии следствия, Куандык вывел из заведения полуодетую девушку и попытался уехать с ней домой, но им помешал охранник. Тогда они вернулись обратно, Салтанат попыталась закрыться в туалете, но Куандык выломал дверь, вновь избил ее и начал душить. Она потеряла сознание и умерла днем 9 ноября.

Тело Салтанат нашли вечером того же дня: все эти часы Бишимбаев пытался скрыть следы преступления — требовал от персонала удалить записи видеокамер (их впоследствии восстановили правоохранители), а также попросил брата «повозить телефон» Салтанат по городу, чтобы ее близкие не смогли вычислить ее точного местонахождения.

Суд над Бишимбаевым

Суд над Бишимбаевым начался в конце марта 2024 года. Подсудимый отрицает свою вину, а также заявляет, что пытался оказать помощь Салтанат — но не вызовом врачей, а консультацией с ясновидящей, которая якобы подтвердила, что с девушкой все хорошо, и «прочитала молитву», чтобы та «быстрее пришла в себя».

Судебные заседания проходят в открытом режиме — видеозаписи с выступлениями прокурора и судей становятся вирусными в соцсетях. Самого Бишимбаева защищают несколько адвокатов — их линия защиты строится на том, что Салтанат «сама виновата» в случившемся и вывела Куандыка из себя тем, что много пила и относилась к нему неуважительно.

Почему в случае насилия люди винят жертву?

Человек живет в социальном мире, в котором есть свои схемы и законы — по ним мы воспринимаем свое место в мире и обществе. Вместе с психологом Светланой Дмитриенко рассмотрим две из них — возможно, они помогут ответить на этот вопрос.

Иерархия общества и схема «Центр — периферия»

«Есть лидеры, которые находятся в центре, и они управляют большим количеством ресурсов. Данные лидеры и определяют, кто будет в центре, а кто будет на периферии, — поясняет эксперт. — Если человек оказывается на периферии, есть риски быть вовсе изгнанным из общества. Поэтому всеми возможными способами многие будут поддерживать лидера. Из этой ситуации мы видим, что лидером по многим показателям является Куандык Бишимбаев, жертвой на периферии оказалась Салтанат Нукенова».

Психобиологический аспект

Человеку свойственно занимать позицию, которая близка его характеру. Например, мы смотрим фильмы и выбираем героев, к которым чувствуем эмоциональный отклик.

«Поэтому, если почитать соцсети, можно увидеть, что очень многие мужчины, к сожалению, становятся на сторону Бишимбаева, как и его адвокаты, и, возможно, сама судья». Срабатывает закон психики, закон самосохранения: люди склонны присоединяться к стороне сильного (в данном случае — насильника и убийцы).

Потому что если встать на сторону жертвы, стать к ней ближе, то придется столкнуться с переживанием своей собственной уязвимости

Поэтому, по мнению психолога, в восприятии многих, быть «за» пострадавшую небезопасно, «так как влечет за собой тяжелые последствия: насилие, страдание, отсутствие ресурсов. Поэтому человек не хочет выбирать такую уязвимую позицию».

Присоединение к сильному, поясняет Светлана Дмитриенко, как бы дает возможность почувствовать себя «в безопасности» и снизить риски собственного страдания. Таковы бессознательные процессы, обусловленные биологией поведения, которая запрограммировала нас на выживание.

«Но мы с вами уже достигли такого уровня развития, что можем смотреть на биологию поведения, структуру психики, социальные схемы с другой позиции, и таким образом рационально анализировать происходящее», — продолжает эксперт.

Развитие когнитивных способностей и эмпатии помогает искать и находить компромиссные решения в различных ситуациях. Поэтому важно «не слепо следовать рефлексам, а включать критическое мышление и понимать, где очевидное зло, а где добро».

Это объясняет феномен обвинения жертвы, виктимблейминга, который срабатывает даже в таких драматических криминальных ситуациях. Очевидно, что чем дольше в обществе будет поддерживаться такое отношение, тем более развязаны руки у абьюзеров и насильников.

Светлана Дмитриенко
Светлана Дмитриенко

Психолог, основатель академии «Эмердженция»