Увидела мужа с любовницей и ослепла: истероидное расстройство личности
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Личность — это набор реакций, паттернов. Можно применить слово «характер», и, в принципе, получится то же самое. У здорового человека с нормальной личностью (читай — характером) этих самых реакций много, на разные ситуации он отвечает по-разному, и чаще всего в соответствии со случаем. Когда надо — смеется, когда надо — убегает, злится, ревнует и так далее.

Когда эта «радуга реакций» достаточно богатая, чтобы человек спокойно уживался в обществе и подстраивался под него, то мы говорим о нормальной структуре личности или нормальном характере. А вот когда этот спектр сужается, стереотипизируется — тогда мы и начинаем говорить о патологии характера. О расстройствах личности, которые в советской школе психиатрии назывались «психопатиями».

Психопатии или расстройства

История этого термина старше Советского Союза, но слово «психопат» прочно въелось в повседневный язык именно из-за использования в официальной терминологии на протяжении десятилетий развития советской школы психиатрии.

Сегодня принятая в мире классификация делит все расстройства личности на 10 типов, они разделены на 3 кластера по принципу родства, я их перечислю:

  • кластер А расстройств личности состоит из параноидного, шизоидного и шизотипического расстройств личности;

  • кластер В — антисоциальное, пограничное, нарциссическое, истероидное расстройства;

  • кластер С — избегающее, зависимое, обсессивно-компульсивное (не путать с собственно обсессивно-компульсивным расстройством, это абсолютно разные вещи, несмотря на схожесть названий).

Истероидный тип

Возьмем пример из второго кластера — истероидное расстройство личности. Это очень интересная и не до конца понятная патология характера. Ее носители в подавляющем большинстве женщины, и их можно охарактеризовать как «энергетических вампиров».

Им необходимо быть в центре внимания, «подпитываться» этим самым вниманием и эмоциями окружающих. Бурлеск, яркие наряды, провокативное поведение — все вы знаете таких людей, их невозможно не заметить на вечеринке.

Что интересно, несмотря на внешнюю раскрепощенность и иногда даже распущенность, такие женщины чаще всего боятся реальной близости — и эмоциональной, и физической. Но на встречах, вечеринках, совещаниях они обязаны блистать.

Те из них, кто способен обуздать свой характер, могут стать актрисами — они прекрасно себя чувствуют на сцене

Для этого расстройства характерна интересная группа симптомов, на профессиональном языке она называется «конверсионная симптоматика». Это различные неврологические проявления, которые могут развиваться у пациентов без реальной органической причины.

Например, парезы (резкое снижение мышечной силы в отдельной части тела, допустим, в руке), параличи (полная потеря мышечной силы в отдельной части тела), немота, слепота, различные симптомы инсульта и прочее — но всегда без повреждения мозга или периферических нервов и всегда после стрессового события.

Эти симптомы выглядят как симуляция, однако пациенты не могут просто «взять себя в руки и прекратить». Им нужно успокоиться, реализовать свою потребность во внимании, вдоволь поманипулировать окружающими, а зачастую — пройти курс психотерапии в стационарном отделении.

Выглядит это как «конверсия» желаний пациента в физический симптом.

К примеру…

Жена застала мужа с любовницей и ослепла. Ее тело как бы говорит: «Глаза б мои этого не видели». Кстати, у той же женщины еще и отнялась правая рука, тоже словно говоря: «Убила бы гада, да нельзя».

Через неделю в отделении все пришло в норму — женщина успокоилась, выяснила отношения с мужем, приняла его измену и начала бракоразводный процесс. Все конфликты завершились, и зрение с рукой пришли в норму.

Проблема и решение            

Лежали у нас в отделении две женщины. Приличные, при мужьях, не молоденькие — обеим около пятидесяти лет, довольно ухоженные, образованные, каждая со своей нелегкой историей. И обе с конверсионной симптоматикой: одна с блефароспазмом (не могла открыть глаза — веки не слушались), а вторая с нижней параплегией, то есть с параличом обеих ног.

Ну, обе, конечно, прошли неврологическую диагностику, чтобы исключить реальные проблемы с точки зрения неврологии — а то мало ли, не дай бог пропустить инсульт. В общем, пришли врачи к выводу, что обе здоровы физически, но у каждой расстройство личности.

Отделение женское одно, причем основная масса пациенток — психотичные, с такими в палате жить не сахар: они то не спят ночью, то ведут себя как-то не так. И поселили мы их в одну палату вместе, чтобы они могли умные разговоры разговаривать. И даже ключ им дали от палаты.

А надо сказать, что в отделении у нас был график дежурств пациентов по столовой — каждая палата в свою очередь должна была посылать представителя в пищеблок за завтраком, обедом или ужином и готовить столовую к приему пищи — столы накрывать и все такое. Конечно, с помощью санитарок, но тем не менее хоть какая-то активность, в больнице ведь главная проблема — скука, заняться нечем.

Сами посудите — утром встал, таблетки выпил, что дальше? Ну два раза в неделю психотерапевтические группы — это сорок минут. Ну телевизор посмотришь, ну покуришь, а дальше? Короче, больные любили ходить за едой.

К тому же добросердечные поварихи дежурным чего-нибудь вкусненького подкидывали обычно. Ну и вот, долго ли, коротко ли, а пришла очередь нашей «нормативной» палаты идти в пищеблок. А там одна не видит, а вторая не ходит. Дилемма…

И тут наша заведующая отделением (психиатр с гигантским опытом) принимает гениальное решение

Заходит она к ним в палату и говорит, мол, девочки — как хотите, а надо нас всех накормить. Ибо такова ваша миссия на этой грешной земле, и без вашего похода в пищеблок разверзнутся хляби небесные, прольется дождь из огня и серы и вообще Ктулху пробудится.

Ну ладно, про Ктулху это я придумал, но суть в том, что она их замотивировала… и они начали ссориться. Одна говорит: «Ты иди, ты ходячая!» А вторая: «Нет, ты иди — ты зрячая». Страсти накалялись, а через пять минут мы зашли в палату и увидели: орут тетки друг на друга матом, обе стоя на своих двоих и с широко раскрытыми глазами. Забыли, так сказать, о своих бедах на фоне остроты текущего момента.

Надо заметить, что в результате обе выписались, написав общее благодарственное письмо — люди вежливые, интеллигентные.

Как видите, конверсионную симптоматику всегда можно как бы «перевести» с языка тела на язык желаний и импульсов, и именно этим она интересна. Встречается практически только у истероидов, а поскольку этот вид расстройства личности проявляется почти исключительно у женщин, то и конверсионная симптоматика тоже.

Есть классическая теория, основанная на работах Фрейда, которая описывает ту самую «конверсию», происходящую в подсознании. Не буду утомлять читателя подробностями, но хочу отметить, что до сих пор никакого нового или хотя бы более полного понимания этого необычного феномена не появилось. 

Михаил Бажмин
Михаил Бажмин
психиатрия

Врач-психиатр, заместитель заведующего отделением в судебно-психиатрической больнице, автор книги «Секс, смерть и галоперидол. Как работает мозг преступника. Судебная психиатрия как она есть»


Сумасшедшие истории из практики судебного психиатра с точными и искрометными комментариями автора. Каждая история пробирает до мурашек и никого не оставит равнодушным.

Михаил Бажмин «Секс, смерть и галоперидол. Как работает мозг преступника. Судебная психиатрия как она есть»
Реклама. www.chitai-gorod.ru