Что такое архетипы
Архетипы — это понятие, которое ввел в психологию Карл Густав Юнг. Он считал, что всем людям свойственны универсальные образы и модели поведения, которые являются неосознаваемыми и пришли к нам издревле. В своей аналитической психологии Юнг выделял как основные структурные элементы личности (Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость), так более специфичные архетипы (Герой, Мать, Отец, Мудрец, Шут, Творец, Маг, Искатель, Правитель, Любовник, Бунтарь и Опекун).
В современном мире теория архетипов перерабатывалась и другими авторами
Например, существуют маркетинговые архетипы Маргарет Марк и Кэрол Пирсон. К Юнгу, правда, это уже имеет достаточно косвенное отношение. Популярность темы архетипов обусловлена тем, что в любом обществе существуют свои шаблоны и стереотипы поведения, под которые подходят разные категории людей. С помощью понимания архетипов можно разобраться в общественном поведении и социальных ролях, которые сформировались в том или ином обществе.
Архетипы, о которых будем говорить мы, также не имеют отношения к юнгианским — это, скорее, общие утрированные типажи из интернет-культуры.
Какой вы архетип по Юнгу?
- 1/8
В конфликте ваш коллега начал переходить на личности. Ваши действия?
Не стану выяснять отношения — я выше этого!
Попытаюсь задеть за живое — пусть знает, с кем связался.
Просто кивну и улыбнусь. Это жизнь — бывает!
Наверняка приму его слова близко к сердцу.
Объясню человеку, почему он не прав.
Какие архетипы есть в современном казахстанском обществе
Современное казахстанское общество демонстрирует деление социума на следующие архетипы. По нашей просьбе психоаналитик из Казахстана Нурай Елеукен разобрала эти популярные типажи.
1. Вип-казашки
«Вип-казашки» — это девушки, для которых социальный статус, внешний образ и материальный успех имеют крайне большое значение. Их характеризует стремление к богатству, демонстративное поведение и определенный внешний облик: обилие макияжа, наличие пластических операций / косметологических инъекций, сексуализированная одежда. Часто подобные девушки становятся инфлюенс-блогерами, а общество все чаще над их внешностью и .
Психологический разбор архетипа «вип-казашки»
Основная причина феномена «вип-казашек» — это власть активного патриархата в обществе. В системе патриархата у девушек появляется определенный объективизированный портрет, к которому приближена стандартизированная красота. Этот портрет ориентирован на то, что нравится большинству мужчин, ведь для девушки нравиться большинству — означает увеличить себе шансы на успешное замужество, иметь большую выборку из хороших мужчин.
«Вип-казашка» — это образ успешной, красивой, с иголочки одетой девушки, которая пытается быть безупречной. Главная проблема таких девушек — это объективизация самой себя, когда ты видишь себя в первую очередь как объект чужого желания. Приравнивая себя к объекту, у тебя не может быть своих желаний, мечт, своего мышления.
На все это накладывается неочевидный запрет — такой запрет провоцирует очень сильное эмоциональное напряжение, которое выливается в ранние кризисы личности и потерю жизненных ориентиров, которая ведет к ощущению бессмысленности и, как следствие, погружение в наркотические/алкогольные зависимости, зависимые отношения».
2. Батырханчики
— это праздные молодые парни из обеспеченных семей, еще их иногда называют «вип-казахи». Юмористическое прозвище «Батырханчик» — это форма казахского имени Батырхан, подразумевается, что в такой ласковой форме своих богатых и обеспеченных парней именуют девушки.
«Вип-казахи» очень ухоженно выглядят, ездят на машинах типа Toyota Camry
Такие парни часто имеют абьюзивные наклонности в силу своей вседозволенности. Они, как правило, заваливают девушку роскошными розами, плюшевыми медведями и путевками в Турцию спустя пару недель знакомства. Склонны к лавбомбингу, а потом — к абьюзу и насилию. Трагичные истории Салтанат Нукеновой и Карины Мамаш — яркие примеры отношений с этим архетипом мужчин.
Психологический разбор архетипа «Батырханчик»
«Батырханчик» — это казахское название нарциссов. Подобные парни убеждены в своей внутренней никчемности и всеми силами пытаются прикрыть ее деньгами, показными статусами, лавбомбингом. «Батырханчик» всегда будет искать компенсацию через громкое проявление себя, потому что внутри он не верит, что достоин любви просто по факту своего существования.
С детстве «Батырханчиков» убеждают в семье, что у сына есть определенная функция — стать наследником и «настоящим мужчиной». Соответственно, такой парень приобретает очень большую внутреннюю дыру, которую закрывает за счет женщин. Чаще всего, как только он добивается внимание женщины, он теряет к ней интерес».
3. Уят-мены
«Уят-мены» — это юмористическое понятие, которое соединяет в себе казахское понятие «уят» (стыд) и «мен» — по аналогии с именами супергероев — Бэтменом, Спайдерменом (Человек-паук), Айронмэном (железный человек).
«Уят-мен» в буквальном переводе означает «человек-стыд»
Этот архетип именует казахстанских мужчин, имеющих патриархально-консервативные взгляды на жизнь. Этот архетип получил свое название после общественного скандала, когда в 2016 году в Астане мужчина по имени Талгат Шолтаев прикрыл шалью статую женщины, у которой проступали очертания груди.
Этот феномен имеет исторические корни. Дело в том, что в мусульманском обществе кочевые казахи всегда чтили традиции и уважали старших. Именно эти семейные ценности заставляли людей так много внимания уделять мнению других и ориентироваться на него больше, чем на собственные желания и потребности.
Психологический разбор архетипа «Уят-мена»
«Этот феномен вышел также из патриархальных устоев нашего общества, в которых мужчина видит женщину немощной и начинает инфантилизировать ее.
Например, «уят-мены» часто считают, что женщине нельзя полнеть, ей нужно быть безупречной, у нее должна быть безупречная кожа без волос и прыщей, она должна быть одета с иголочки. Это похоже на образ взрослого ребенка, потому что нормальная взрослая женщина может иметь нестабильный вес, она не должна быть ультрахудой, как подросток, у нее есть гормональные особенности, волосы на теле. Безупречность и женщина — это абсолютно несочетаемые вещи. Ориентация на внешнее одобрение, конечно же, говорит о психологической незрелости.
Среднестатистический «Уят-мэн» — это человек, который не заинтересован во взрослении нации, потому что женщины составляют 50% нации. Мужчина, который объективизирует женщин, объективизирует и самого себя, накладывая на себя же определенные клише — чувство долга обществу, стране, семье».
4. Келинки
Келинки — это архетип казахских невесток, которые прославились своей нелегкой жизнью под гнетом свекровей. Дело в том, что в традиционном обществе именно на молодую невестку ложилось большинство обязанностей по ведению домашнего хозяйства.
Понятие «келинка» получило свое широкое распространение с выходом комедии «Келинка Сабинка», в котором показывается, как городская девушка из категории «вип-казашек» попала в далекий и глухой аул, где ее выдали замуж, что называется, на перевоспитание. Сейчас феномен келинок часто обсуждается в соцсетях, где жительницы аулов показывают, как проходят их будни.
Городские архетипы: алматинские хипстеры, шымкентские абьюзеры, астанчане-работяги
Помимо вышеописанных архетипов, существует и ряд менее распространенных стереотипов — это архетипы жителей разных городов. Например, в сети часто смеются над алматинцами. Поскольку Алматы — это культурная столица Казахстана, сюда стягиваются неформалы, хипстеры и художники. Интернет-пользователи , что в Алматы никто не работает, все сидят на летниках и обсуждают философские проблемы. Астанчане, напротив, работяг, которые живут в своих офисах.
Также, что келинки, произошедшие родом из южных регионов, более покладистые и исполнительные, а , наоборот, держат в страхе и подчиняют себе всю семью. Также пользователи ТикТока стереотипное мнение, что парни южных регионов склонны к абьюзивному поведению и .
«Любой стереотип — это некогда сложившаяся правда в искаженном и обобщенном виде. Конечно, раз появился этот стереотип, следовательно, такая тенденция присутствует, однако это совсем не значит, что все так себя ведут. Разница между городами и регионами определенно присутствует — это проблема Казахстана. Все ресурсы направляются на большие города, а регионы остаются без особой поддержки, поэтому в аулах часто происходит мракобесие, насилие в семьях над женщинами и детьми, но это уже не психологическая тема» — говорит Нурай Елеукен.
Что архетипы говорят о положении дел в социуме
Все перечисленные архетипы — это, безусловно, утрированные явления из мира юмористического интернета. Однако эти типажи очень емко подсвечивают общие тенденции общества — ориентацию на внешний вид и статусность, конфликт между традиционной и светской частями общества, специфику поведения и семейных ценностей в разных регионах страны.

Психоаналитик