«Wi-Fi делает мне больно»: что такое электрочувствительность
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Тиму Халлама за тридцать, он успешный выпускник Кембриджского университета, который однажды столкнулся с серьезной проблемой. Оказалось, что он не может работать в офисе: от постоянно работающей техники и роутеров Wi-Fi у него начинались головные боли, повышалась тревожность, появлялась слабость. В общем, самочувствие резко ухудшалось.

Сейчас Тим водит фургон доставки и живет в комнате, полностью обитой фольгой, которая, по его заверениям, за счет экранирования блокирует электромагнитные поля. Тим даже спит в сшитом на заказ спальном мешке из ткани с серебристым покрытием, но нельзя сказать, что эта жизнь его полностью устраивает:

«Там, где я сейчас живу, ситуация не из лучших. Мне повезло, что экранирование сработало в значительной степени. Но я хотел бы жить где-нибудь, где мне не приходилось бы жить в металлической коробке и спать в мешке, где я мог бы ходить в кафе, встречаться с друзьями, ходить в кино, делать все те вещи, которые люди считают само собой разумеющимися».

Историю Тима рассказал всему миру фотограф Томас Болл, который сделал серию портретов людей, страдающих электромагнитной гиперчувствительностью (EHS) или идиопатической непереносимостью окружающей среды, связанной с электромагнитными полями (IEI-EMF). Мучающиеся этим недугом люди утверждают, что электромагнитные поля от мобильных телефонов, Wi-Fi и других привычных для каждого устройств вызывают у них головные боли, сыпь, ухудшение памяти, учащенное сердцебиение, нарушения сна, усталость, тошноту и другие симптомы. 

Миф или реальная болезнь?

Ни одна серьезная медицинская организация пока не признала EHS реальным заболеванием, но регулярные исследования воздействия электромагнитных волн на здоровье человека все же проводятся. Большинство экспериментов показывают, что испытуемые чаще всего не в состоянии определить, идет ли на них прямо сейчас электромагнитное воздействие или нет. И все же в среднем 5% населения земного шара отыскивают у себя симптомы EHS. 

Ведомство по защите окружающей среды и охраны труда Франции (ANSES) в подробном отчете по электрочувствительности в марте 2018 года установило, что на многие вопросы по этой теме ответов пока нет, поэтому необходимо создать консультационные структуры по экологически-медицинским вопросам. А Швеция стала первой страной в мире, которая с 2002 года признала EHS как «физическое нарушение» и предлагает пострадавшим лицам медицинскую помощь. Основанную, впрочем, больше на психотерапии.

Многие больные, как можно увидеть в проекте Болла, вынуждены буквально сбегать от городской суеты, чтобы держатся подальше от сигналов Wi-Fi и мобильных телефонов

А также вынуждены изолировать свой дом от электромагнитных помех. Их действия часто встречают с недоверием: на них навешивают ярлык технофобов, которые используют лженауку в своих личных целях, говорят, что их симптомы психосоматичны. 

И все же с течением времени все больше людей начинают говорить о EHS. Даже в новом фильме Дидье Барсело «Поехали!» (в российском прокате с 15 сентября) режиссер вводит в сюжет своего эксцентричного роуд-муви девушку, страдающую электрочувствительностью. Все это говорит нам о том, что вопрос об этом заболевании живо волнует умы. Но что же это все же за явление — реальная болезнь или расстройство иного характера?

«Мы поддаемся всеобщим паническим настроениям, уходя все дальше от критического осмысления информации»

Александр Теслер — психотерапевт, психиатр

Каждый случай такого недомогания надо рассматривать отдельно, ведь индивидуальная непереносимость волн действительно может возникать при совпадении различных факторов — начиная от хронических заболеваний и заканчивая состоянием психики. Но давайте не будем забывать, что человек — существо социальное и может попадать под влияние общественного мнения.

Люди с параноидальным складом всегда были подвержены воздействию информационного поля вокруг них. И если раньше они тревожились из-за одних проблем, подсвечиваемых инфополем (помните, в свое время все с редким рвением следили за уровнем холестерина, например?), то сегодня на первый план выходит именно тема технического прогресса, который может быть опасен для человека.

Действительно, вокруг стало так много «умной» техники, что голова кругом. Да и гипотезам о вредном излучении чего бы то ни было — от микроволновки до сотовых телефонов — уже даже не одно десятилетие. 

Все это может вызывать тревожные мысли

Как к этому относиться — вопрос непростой. Школьный курс физики дает нам четкое представление о том, что для здорового человека электромагнитные волны не представляют опасности, но, закончив школу, мы отчего-то забываем об этом. Поддаемся всеобщим паническим настроениям, уходя все дальше от критического осмысления информации. И начинаем верить результатам провокационных исследований, которые не доказывают прямой корреляции волн и состояния здоровья человека, но все же стабильно удерживают эту тревожную для многих тему на виду.

Опять же: во всех странах мира существуют законы, регулирующие степень вредных излучений на производстве. И тут уже мы сталкиваемся с другим феноменом: некоторые хитроумные граждане отсуживают миллионы, обвиняя крупные корпорации в нанесении вреда их здоровью. Это тоже надо иметь в виду, когда мы говорим о таком противоречивом явлении, как электрочувствительность.

Самый естественный вопрос, возникающий относительно идеи о том, что электромагнитные и радиоволны вредят человеку, связан с прогрессом в области медицины

Общество и тут очень любит «страшилки»: о том, как вредны рентгеновские аппараты, МРТ и прочие высокотехнологичные инструменты. Но при этом средняя продолжительность жизни неуклонно растет именно благодаря этим «опасным» устройствам.

Мнения относительно электрочувствительности физиков и специалистов, работающих непосредственно в сфере беспроводной передачи данных, можно легко найти в сети. Я же, как психолог и психиатр, придерживаюсь мнения, что симптомы этого заболевания неспецифические. Они могут говорить о множестве других недугов, именно поэтому каждый случай имеет смысл рассматривать в индивидуальном порядке.

Книга отвечает на самые разные вопросы, — начиная с того, что же такое сознание человека, и кончая тем, одиноки ли мы во Вселенной, — интересующие не только мировое научное сообщество, но и каждого из нас. Ведь все мы, так или иначе, задаемся вопросами мироздания. Она подойдет тем, кто чувствует ритм нашего времени — времени научно-технического бума, и кому интересно узнать, во что можно и нужно верить, даже если это пока еще не доказано.

Джон Брокман «Во что мы верим, но не можем доказать: Интеллектуалы XXI века о современной науке»
Реклама. alpinabook.ru
Александр Теслер
Александр Теслер

Психотерапевт, психиатр